Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Мы будем бунтовать" реж. Ромас Забараускас (ММКФ)

Латвия, Литва, Эстония - последние, наверное, страны Европы, где приезжих инородцев, не считая, конечно, русских, практически нет. Хотя однажды я наблюдал афролатыша, работающего спасателем на пляже. Но вообще, помимо русских, встречаются скорее азербайджанолитовцы, ну и еще вездесущие цыгане, в чьих поселениях рядом с Вильнюсом открыто торгуют наркотиками, а сделать ничего нельзя, потому что борьба с цыганами - это уже как бы фашизм, это низзя. Герой фильма - великовозрастный негр из Нью-Йорка, который вопреки мнению отца приезжает в Литву к бабушке: когда-то она эмигрировала, спасаясь от русских оккупантов, но после освобождения страны и изгнания захватчиков вернулась, а сын остался в Америке. Не в последнюю очередь, предупреждает отец, репатриация бабули была связана, помимо ностальгии по Родине, с ее предубеждениями против черной жены сына. Внук тоже черен как ночь, в Нью-Йорке был ди-джеем, и не рассчитывал, что в Вильнюсе найдется для него дело, вообще не собирался оставаться. Однако бабка подсуетилась, договорилась с мэром города и тот предложил герою делать за муниципальный счет клуб. Вместе с местным диджеем-геем негр открывает заведение и за год оно набирает популярность, как вдруг тот же мэр после незначительного инцидента с задержанием диджея за наркотики отдает приказ клуб закрыть. Нехитрое расследование показывает, что это связано не с наркотиками, а с ценами на недвижимость, которые в районе выросли и не в последнюю очередь благодаря раскрутившемуся клубу. Помещение же планируется переделать в музей литовских патриотов - и главный удар для героя состоит в том, что его бабка заранее все именно так и спланировала. Не в силах смириться с произволом, нью-йоркский негр поднимает литовскую молодежь на бунт - и на этом картина заканчивается, стопорится на полуслове, и это, ей-богу, к лучшему, потому что, с одной стороны, очень здорово, что приехал американец и научил литовцев не только свободе самовыражения, но и борьбе за права человека, однако, с другой стороны, русские так долго учили литовцев, не хватало еще, чтоб их теперь негры заменили. А в будущем Литвы такие фильмы, несмотря на их неказистость, все-таки убеждают - главное не увлекаться приваживанием негров и потихоньку, помаленьки от остатков русских избавляться. Полулюбительская шняга порадовала больше, чем иной шедевр, так что я даже задержался на т.н. "обсуждение", которое хотя и оказалось несколько более вменяемым, чем обычно, все-таки оставило еще более двойственное впечатление, чем сам фильм. Понятно, что не обошлось без вопросов от православных покемонов вроде того что "вы считаете, молодые люди, которые тусуются принимают наркотики и не имеют общей цели - это и есть добро?", однако совсем игнорировать я бы этот вопрос, откуда бы он не исходит, не стал, тем более, что литовский ответ про траву, которую каждый может вырастить на участке, поэтому она безвредная, и кокаин, за который в мексике умирают, поэтому он вредный, меня, признаться, не удовлетворил, как и вопрошавшую покемониху. С одной стороны, очень приятно, что молодое поколение литовских кинематографистов, приезжая к бывшим оккупантом, уже не говорит на их языке, с другой - печально, что забыло оно не только язык врага, то и сам факт, что русские - враги, не говоря уже про идеологию, которую они насаждали. В фильме чернокожий диджей и стихийный "правозащитник" (а "права", увы, сводятся как раз к тому, о чем небезосновательно толкуют покемоны - где трава, там и права) противопоставляется "литовским патриотам", и конкретно эмигрантскому мировоззрению, хотя именно те, кто сумел бежать от русских оккупантов, сохранили ту настояющую Литву, какую удалось худо-бедно восстановить после освобождения. Очевидно, что пресловутый "литовский патриотизм" и связанный с ним консерватизм мышления молодых леваков Литвы раздражает, он не может не раздражать - но жаль, что они совершенно не понимают: реальной альтернативой такому "литовскому патриотизму" станет вовсе не импортированная из нью-йорка веселуха, а тоже патриотизм, только русский, империалистический, и против него под халявную выпивку, как делают герои картины, не побунтуешь - негра русские вместе с литовскими друзьями, геями-негеями, моментально бы перестреляли или в Сибирь законопатили, как они уже не раз делали. Бунтует молодежь также против коррумпированного капитализма (мэр в сговоре со строительными компаниями обманул несчастных диджеев), но опять-таки не стоит забывать про еще недавнее строительства социализма, в котором Литва принимала, и отнюдь не добровольно, участие. Фильм показывает, на своем более чем скромном художественном уровне, социальные проблемы Литвы, которые имеют место в действительности, ничего не надо придумывать: безработица, эмиграция и т.п. По поводу проблем в головах у людей - тоже не все безоблачно, у главного героя проблемы на расовой почве, у его друга ди-джея - не сексуальной: родители бойфренда, узнав про их связь, устанавливают над парнем контроль. Как раз литовцам не в малой степени присущи и расизм, и гомофобия - в отличие, если уж на то пошло, от русских, которые не могут быть ни гомофобами, ни расистами, потому что они просто не люди, а это чисто человеческие пороки, и не все знают, может быть, но в Литовской республике давным-давно действуют законы сродни тем, которые только что на потребу русским напринимала зажиревшая православная жидовня, от чего Литва не становится менее цивилизованной европейской страной, благо дело не в законах, а в людях. Вот только литовцы в конце 1930-х уже взбунтовались против своего родного правительства, показавшегося им недостаточно демократичным - и что получили в итоге, молодым гражданам Литвы нельзя забывать ни на минуту, тем более, что на 140 миллионов русских едва ли наберется сотня уяснивших в полной мере, что Литва - не часть их людоедской империи, но независимое свободное государство.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments