Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Олимпия. 1. Праздник народов" реж. Лени Риффеншталь, 1936 (ММКФ)

Чуть было не пропустил столь знаменательное событие - не встреться мне у "Октября" с утра Сергей Савельевич и не скажи, что купил на "Олимпию" билет, я бы и не знал, что ее покажут - времени не хватает прошерстить все программы, а отдельной рекламы, понятно, нет. Но событийность только в самом факте общедоступного показа - пожалуй, в Германии на экране кинотеатра фильмов Риффеншталь не увидишь вовсе, есть, значит, и у нашего концлагеря какие-то преимущества. Смотреть же "Олимпию" сегодня от начала до конца, за исключением отдельных моментов, очень скучно - я за всю жизнь столько спорта не видал, сколько за эти два часа. В постановочном прологе режиссер напоминает об античных истоках Олимпиады, возникают образы Парфенона, обнаженнные юноши и девушки изображают нечто как будто бы мистериальное, далее мраморный атлет древности как бы "оживает", эстафетой олимпийский огоно добирается до Берлина, а дальнейшее - обыкновенная хроника соревнований. Меня что сегодняшние олимпиады, что позапрошлогодние волнуют крайне мало, и даже с точки зрения эротической, хотя эротизм у Риффеншталь присутствует, тоже не особенно - атлетов я как сексуальный объект не рассматриваю. Как артефакт "Олимпия" имеет безусловную ценность не только историческую, но и культурную, и собственно художественную. Даже если не брать в расчет сложность операторских задачи и технические достижения, высочайшие для своего времени, при съемках и монтаже, любопытно наблюдать, например, за Гитлером на трибуне - как ни пыталась Риффеншталь придать его обличью благолепия, все равно толстомордый уродец таковым и остается, немногим лучше послевоенных кинокарикатур на него. Гитлер переживает за немецких спортсменов, а они почему-то нередко проигрывают американцам, да еще чернокожим - вопреки всем основам расовой теории. Дискоболы в начале и марафонцы в конце, а еще метатели копья - это почти художественные эпизоды, остальные - обычная, пусть и изощренной выделки документалка. Еще интересно, каким образом через спорт в 20-м веке реализуется языческий (в том числе античный, но не только) культ сильного тренированного тела, характерный в равной степени для всех разновидностей фашизма - и германского нацизма, и русского коммуно-православия, и собственно итальянского, исконного, у Риффеншталь истоки и эстетика этого культа показаны, конечно, в формах абсолютно совершенных. И можно вспомнить, что в том же 1936 году Абрам Роом сделал своего гениального и загадочного "Строгого юношу", где воплощены те же самые принципы. Но все равно спорт - это занудство и бессмысленная трата времени, а Олимпиада - продажный политический проект. Очень кстати посмотреть Лени Риффеншталь в ожидании будущих сочинских радений - стоило бы даже рекомендовать для сравнения, чтоб потом задним числом оценить сходство.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment