Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Врач из Сталинграда" реж. Геза фон Радвани, 1958 (ММКФ)

Пришлось опять, как и в прошлом году перед "Евреем Зюссом", перед сеансом полчаса кряду вытерпеть пошлейшее словесное немецкое самобичевание, в двойном размере, поскольку в переводе на русский - спец, приглашенный Гете-институтом, так долго объяснял, что снятая в 1950-е в ФРГ картина с недостаточной ясностью подчеркивает вину немцев, а где-то и оправдывает их, отчасти уравнивая "победителей" с "проигравшими", что слушать не хватало никаких сил, а за организаторов показа делалось неловко. Тем более, что в отличие от произведения Харлана, кино такого уровня, как "Врач из Сталинграда", способно говорить само за себя. К тому же экранизация романа Гонзалика уж точно не оправдывает нацизм, но очень тонко, и это имеет колоссальное значение, показывает, что германский национал-социализм был повержен русским коммуно-православным фашизмом, своим собратом-двойником, еще более хищным и жестоким, но до деталей идентичным. Это видно хотя бы на устройстве концлагеря для пленных немцев, расположившегося в частично разрушенном (и явно не немцами, а самими русскими) православном монастыре, на порядках, принятых в этом лагере, на обращении русских начальников с заключенными. Впрочем, иное обращение чревато и для самих начальников - героиня красавицы Эвы Барток, например, влюбившись в немца, попадает под арест и ее ждет та же судьба, что и тех, кого она прежде терзала, не давая лекарств и не позволяя делать операции - ее возлюбленного немца, понятно, просто пристрелили на месте, как собаку, и все дела. Другое дело, что целых две любовных линии даже для жанрового фильма на такую тему - это все-таки многовато. Спасенный доктором пленный солдат, художник-любитель, влюбляется в медсестру (ее играет еще одна красавица Вера Чехова), но ему повезло больше, он сумел уехать домой, не остаться в России, а вот медсестре-то ехать некуда.

По стилистике картина абсолютно традиционная и, как будто на смех, во всем похожа на аналогичные, только с противоположным идейным зарядом, советские фильмы тех же времен, хотя по художественным достоинствам, наверное, "Судьбе человека" Бондарчука несколько уступает, но уж во всяком случае это настоящее большое кино, а не пропагандистская херня вроде "Еврея Зюсса", которую наконец-то удалось посмотреть в рамках ММКФ год назад и каких у русских своих полно:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2313840.html#comments

Главный герой "Врача из Сталинграда" - знаменитый еще до войны нейрохирург, которого и советские коллеги знают, уважают, обслуживающий округ красноармейский военврач доверяет ему больше, чем сородичам, да и лагерное руководство также. Фильм открывается сценой его пленения на Волге, когда в операционную врываются азиатские рожи с автоматами, кладут на стол своего раненого, и немецкий врач берется спасать врага. Прежде всего он врач, затем уж немец, и напоследок - военный. Прошло много лет, а доктор, у которого больное сердце, остается в плену, где пытается облегчить существование соотечественников в скотских условиях, куда загнали их русские - для самих русских, очевидно, такие условия привычны, они и друг друга в такой же обстановке держали. Лектор от Гете-института отдельно извинился, что русских в фильме играют актеры азиатского происхождения, что подчеркивает расовые различия - но это уже полная глупость, если лагерь находился в Поволжье или на Урале, то других рож там и не могло быть, к тому же героини Эвы Барток и Веры Чеховой, да и однорукий похотливый убийца Марков - никакие не азиаты, во всяком случае что касается разреза глаз. (Да и на Урал забираться необязательно - поглядели бы эти спецы из института Гета на рожи московских мэров, что нынешнего, что предыдущего - тоже, наверное, решили бы, что их какой-то фашист посадил на должность, чтоб лишний раз унизить русских на расовой почве). Комендант лагеря, тем не менее, типичнейший чурка (и как мне рассказали, к моему изумлению, играет его актер, снимавшийся в главной роли в "Потомке Чингисхана" Пудовкина, а потом эмигрировавший в цивилизованный мир, ну надо же, а ведь вел на революционную борьбу прогрессивные народные моногольски массы... спустя тридцать лет после фильма Пудовкина узнать его трудно, да они там и все на одну физиономию), но именно он становится спасителем немцев, пусть и небескорыстно - немецкий доктор соглашается сделать комендантскому сыну операцию на мозге в обмен на разрешение отправки (и без того плановой, но русским плевать на планы, на шведскую комиссию, на красный крест и на всякий другой крест тоже) первой партии больных пленных на Родину. Так, уж воспользуюсь формулировкой Гете-спеца, раз пришлось слушать полчаса ересь, которую он нес, "военное поражение превращается в моральную победу".

На самом деле во "Враче из Сталинграда" (грандиозный актер О.Э. Хассе)русские показаны слишком похожими на людей, слишком человечными, способными порой на отдельные человеческие проявления, на сочувствие, на понимание, даже на любовь, и если уж акцентировать внимание на недостатках фильма в плане антропологической достоверности - но это кинематографистам ФРГ 1950-х надо простить, это они отчасти по незнанию солгали, отчасти из дипломатических, политических соображений (русские пытались возбухать в свое время, требовали прокат картины запретить, но все-таки Аденауэр уже ездил в Москву и оставшихся пленных отпустили восвояси. Вот я, придя домой, посмотрел в цикле Разлогова по телевизору "Тайну деревни Санта-Виттория" Стэнли Крамера (что-то православная "Культира" взялась Крамера в эфир выдавать как подорванная), там итальянские поселяне в лице Энтони Куинна и Анны Маньяни одерживают моральную победу над немцами, не открывая им тайну спрятанного миллиона бутылок вина, немцы убираются и поселяни принимаются плясать, а небось, приди к ним в деревню русские, не так бы они заплясали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments