Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Ян Шванкмайер и Натали Юрберг в "Гараже"

С тех пор, как "Гараж" переехал с Образцова в парк Горького это, по-моему, первая действительно событийная выставка на новом месте - масштаба, сопоставимого с теми открытиями, которыми стали в прежнем помещении ретроспективы Джеймса Таррелла и Уильяма Кентриджа. Про Шванкмайера, правда, не скажешь, что его "открыли" - он давно и хорошо известен, но в первую очередь все-таки по фильмам, которые в прокат, конечно, не выходят, но на фестивалях демонстрируются достаточно регулярно, и некоторые из последних его полнометражных картин я видел в рамках ММКФ в разные годы:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/634999.html

На выставке в "Гараже" фильмы тоже посмотреть можно, под программу короткометражек отведен отдельный закуток - тут и хрестоматийная миниатюра "Влюбленное мясо" про кратковременный роман двух отбивных, начавшийся с танца и закончившийся на шипящей сковородке, и детская страшилка "Вниз в винный погребок" про девочку, которая за черным котом пошла в подвал, а там зубастые ботинки порвали на части выпавший из ее рук рогалик, взамен которого тетка, месившая тесто из угольной крошки с яйцами, предложила ей посоленный кусок угля, а попытки наложить картофелины в корзинку заканчивались неудачей, потому что картошки разбегались восвояси (очень "пражский", казалось бы, сюжет снят, между прочим, в Братиславе), и построенный опосредованно на литературных аллюзиях "Маятник, колодец и надежда" - совершенно замечательный, по-моему, метафоричный мультик, где настенные часы с музыкальным механизмом отсчитывают время падением камней в ведро, и эти камни ведут себя причудливым образом, в конце концов пробивая дно ведра и собираясь под часами грудой, и графичный мини-сериал "Et cetera". Однако в первую очередь "Кунсткамера Яна Шванкамайера" - экспозиция, представляющая художника и скульптора, даже если его творчество в этих ипостасях неотделимо от кинематографического.

Что мне в Шванкмайере особенно импонирует - и в том, что он делает, и в нем самом как в человеке, которого я понаблюдал и с которым немного пообщался - работая с бессознательным и извлекая образы оттуда по большей части интуитивно, он одновременно способен очень рационально оценить и процесс работы, и конечный продукт. Он четко и достаточно узко очерчивает круг источников вдохновения и его вектор, идущий от маньеристов эпохи императора Рудольфа, а в первую очередь Арчимбольдо, конечно, через сюрреалистов, Бретона и Дюбоффе - в изобразительном искусстве, Бунюэля и Феллини - в кино. Принципы философии и технологии его творчества также внятны и очевидны: единство мира минерального и органического, простейших организмов и сложнейших вплоть до антропоморфных, живого и неживого, смертного и вечного. Вполне логично при таком взгляде на мироздание использовать в качестве материалов рога, перья, раковины моллюсков, кости - то, в чем минеральное и органическое соединяются с наибольшей наглядностью. (Не могу не вспомнить в связи с этим теорию Любищева о том, что помимо белковой жизни существует также кремниевая, и в минеральных образованиях тоже идет обмен веществ сродни органическому, но настолько медленный, что за ним сложно проследить с помощью измерительных приборов).

Творчество Шванкмайера, помимо всего прочего, крайне демократично (художественное - в большей степени, чем кинематографическое), где-то даже простовато - оно лишено той тупой серьезности, которая свойственна очень часто контемпорари арту, да Шванкмайера и не назовешь "современным художником", он художник в еще прежнем, старом смысле слова - человек, который интуитивно творит мир вручную, а не сочиняет умозрительные концепции, опираясь на модные идеи. По эффектности, внешней броскости рисунки и ассамбляжи Шванкмайера, пожалуй, уступают его скульптурным объектам и инсталляциям. Некоторые, как цикл "Рисунки медиумов", например, даже скучноваты. Впрочем, ранний цикл "Энциклопедия альтернативной вселенной" очень увлекателен изобретательным "скрещиванием" в синтетических образах высших и нисших организмов: рыбы-грибы, насекомые-скелеты (немного похоже на Михаила Шемякина, работавшего параллельно). Зато объекты можно рассматривать каждый подолгу, начиная с нехитрого "Пернатого стула" из фильма "Спокойная неделя в доме" и скульптурных композиций цикла "фетиши" ("Фетиш пыток" особенно хорош, и скелетообразная "Марионетка смерти", и еще чешский вариант Пиноккио, человечка из фильма "Полено" 2003 года), заканчивая свежайшими "Быть войне" 2012 года (нечто на трех человеческих лапах, утыканное мелкими фигурками по-разному экипированных и вооруженных солдатиков) или "Испражняющаяся шестипалая курица, пострадавшая от насекомых-вредителей" 2013.

Рассказал Шванкмайер и об особой технологии погружения готового объекта в минеральные источники Карловых Вар недели на три, на месяц - вещь превращается в окаменелость и таким естественным образом приобретает завершенную эстетическую форму: вот он, настоящий "почвенник", художник, работающий "от родной земли" в буквальном смысле слова, это не то что иконки на импортном пластике малевать! В такой "технике" сделан и объект "Конец цивилизации" (2011) - семь предметов обуви разных эпох, одиночных, без пары, от архаичной до современной, причем, что любопытно, обувь-то, казалось бы, с развитием цивилизации совершенствуется, как и прочая бытовая атрибутика, а вот сама цивилизация, как ни парадоксально, наоборот.

Инсталляция Натали Юрберг и Ханса Берга "Черный котел" идет как бы "в нагрузку" к Шванкмайеру, хотя размещается в отдельном пространсте. Берг - автор саундтрека, Юрберг - художник, работающий в технике пластилиновой анимации. Тему "Черного котла" она сформулировала предельно доходчиво: "творение Вселенной, как из ничего возникает нечто и снова превращается в ничто". На деле это выглядит как средней прикольности мультяшки на экранах, расположенных по стенам комнаты, внутри которой размещаются также забавные сиденья в виде камней, бубликов и чего-то вроде недожаренной яичницы - сиденья эти, признаться, будут поинтереснее мультиков. Так что после Шванкмайера лучше проветриться не на "Черном котле", а в пространстве "летнего павильона", открывшегося при "Гараже" - с изолирующими от шума с Садового кольца грибами-зонтиками и прочими архитектурными изысками.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments