Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Носорог" Э.Ионеско, Театр де ля Виль, Париж, реж. Эмманюэль Демарси-Мота

Для меня лично Ионеско - не просто замечательный автор, один из многих, но как раз один из немногих, причем из самых первых хотя бы даже по времени знакомства с его творчеством - в тринадцать лет я первый раз посмотрел "Носорога" (телеспектакль), потом прочитал, раскопав в библиотеке номер "ИЛ" за 1965 год, единственную официальную публикацию Ионеско в СССР до перестройки, а другой на тот момент не существовало,потом постепенно нашел все, что было переведено и опубликовано по-русски, но что важнее, до сих пор постоянно, регулярно обращаюсь к Ионеско, и непосредственно к книгам, и мысленно, совсем недавно - в связи с прочитанной, но тоже очень давней "Сагой о носорогах" Владимира Максимова:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2539718.html

То, что спектакль Театра де ля Виль мог быть поставлен тогда же, на рубеже 1950-60-х, когда была написана пьеса - и интересно, и достоинство его, и, конечно, странно-печальный момент. Все-таки прошло время и хотелось понять, каков сегодня во Франции, ну пускай в голове отдельно взятого режиссера, взгляд на Ионеско. Если таков, как предлагает этот "Носорог" - то вряд ли он может в полной мере удовлетворить. Вот несколько лет назад в Большом выпустили балет "Урок" по еще одной известной пьесе Ионеско на музыкую Делерю - Цискаридзе и Лиепа в традиционном балете на авангардном литературном материале. Парижский "Носорог" - примерно то же. Замечательный актер в главной роли позволяет нащупать, помимо социальной темы, лирическую, поэтическую линию в пьесе, связанную со сквозным для драматургии Ионеско персонажем Беранже. Этот Беранже открывает спектакль соллипсическим монологом (в привычном варианте текста пьесы его нет) на фоне занавеса и приближается к своим двойникам из более зрелых сочинений автора, из "Воздушного пешехода", из "Жажды и голода", а также из позднего романа "Одинокий", почти неизвестного, но заслуживающего внимания:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1425742.html

Поскольку "Носорог" и завершается монологом Беранже, который актер произносит, занося одну ногу в воздухе и раздумывая, поддаться ли ему общему помешательству или остаться собой, возможно, погибая, такая структура спектакля заключает пьесу в кольцо размышлений главного героя, выводит на первый план его внутреннее ощущение, а не социальный контекст - и это очень здорово. Однако социальный контекст в "Носороге" все-таки важен, причем для Ионеско "носорожество" было связано не просто с абстрактным фашизмом, а с вполне конкретной угрозой русской агрессии, с бездумной модой на левацкую идеологию, отчасти контрабандой экспортированной из СССР, отчасти самозародившейся в пустых головах безмозглых европейских интеллектуалов, но так или иначе сродни фашистской, превращающей мыслящего индивида в бездумное стадо. Сегодня под "носорожеством" можно понимать ислам, православие (кстати, румын по отцу, сотрудничавшему как довоенным православно-фашистским, так и с послевоенным коммунистическим румынскими режимами, Ионеско один из немногих, кто не только марксистский коммунизм, но и православие своевременно оценил по заслугам), или все тот же лево-либеральный бред, который из моды не выходит уже много десятилетий - но лучше все-таки нечто конкретное. В спектакле же прекрасно показана технология "оносороживания", но настолько обобщенно и вместе с тем настолько буквально (с носорожьими мордами-масками, появляющимися на заднике в последней сцене, с декорацией-трансформером во втором, офисном эпизоде, где конторское помещение разламывается на части, с высунутым языком и звериным хрипом Ботара в соответствующей картине), что можно подумать, создателей спектакля всерьез беспокоит, будто европейские горожане обрастут толстой кожей и рогами, и совсем не волнует, что все большее их число крестится тремя перстами, совершает намаз на коврике и ходит митинговать против парникового эффекта. Получается такой "Островский в доме Островского" - классика авангарда решена в эстетике абсолютно классической. Нет, незанудно, динамично - в офисном эпизоде герои скользят и скатываются с площадки, превратившейся в пандус. Но без стремления заново осмыслить старую пьесу - в этом плане французская постановка проигрывает обоим московским "Носорогам", осуществленным за последнее время - и плоской притче Розовского, и даже натуралистической тягомотной драме Поповски.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment