Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Комната бабочек" реж. Джонатан Дзарантонелло в "35 мм"

Пролог с кровищей, натекающей из девичьего тела в ванну, и зловещие крики за кадром "в детстве ты была послушнее" настраивают на недружелюбный по отношению к фильму лад, но как ни удивительно, "Комната бабочек" если не лучше, то всяко занятнее большей части кинопродукции, выходящей в коммерческий прокат. Кино нескладное, нелепое, где-то смехотворно тупое, но рассматривать его как триллер в чистом виде трудно, а как трэш оно весьма неординарно, замысловато. Юная Джули перед захлопнувшейся дверью в ожидании мамы принимает приглашение колоритной пожилой соседки из квартиры номер 7 по имени Энн (Барбара Стил). Мама Джулии - разведенка в поисках нового счастья методом проб и ошибок, уже опять беременная, но планирующая аборт. Уезжая с очередным ухажером, она оставляет Джулию на попечение соседки, и та знакомит девочку с миром экзотических бабочек, которых коллекционирует, показывая банку-морилку, где бабочка погибает, сохраняя целостность тельца.
Забирая девочку, мама попутно упоминает о странных толчках в стену, доносящихся временами из соседкиной квартиры, их слышит и владелец ремонтно-строительной фирмы, сотрудник которой приходил к Энн вставлять стекло, после чего пропал бесследно. Линия вторая состоит, как становится ясно не сразу, но довольно быстро, из флэшбеков, где появляется еще одна девочка, Эллис - с Энн она знакомится странным образом, в торговом центре. Энн скоро понимает, что знакомство - подстава, причем по инициативе самой ангелоподобной малышке. Ее мама - одноногая проститутка, обслуживающая любителей секса с телом, от коего отняты некоторые конечности. Дочка пошла по маминым стопам, но только не телом торгует, а действует более изощренно - она знакомится с пожилыми женщинами, страдающими от одиночества и готовыми пригреть беспризорное дитя, и играя роль такого дитя (Энн она позволяет обучать ее французскому, способами не всегда гуманными - бабка пытаясь выправить леворукость девочки, привязывает ее проволокой к стулу), тянет с них деньги "на расходы", постепенно увеличивая таксу. Когда Энн окончательно понимает схему, одноногую мать девочки она убивает, а затем и саму девочку, вознамерившуюся прервать общение, мумифицирует ее и прячет в тайную "комнату бабочек" - там мумию находит Джулия. Третья линия возникает к середине картины - это дочь Энн, та самая, которая истекала кровью в прологе. Подростковая травма и жестокость матери превратили взрослую женщину в несчастое создание, успевшее, однако, прижить сына. Бабке-психопатке с внуком дочь видеться не позволяет, а та в поисках точки приложения нереализованного инстинкта матери и бабушки, ищет жертв среди чужих детей. Вот такая нелинейная конструкция, реализовання, правда, кондовыми для трэш-триллера средствами, но увлекательная, косвенно отсылающая к Бунюэлю (образ одноногой проститутки лично у меня вызывает ассоциациями с героинями Катрин Денев одновременно из "Дневной красавицы" и "Тристаны") и в некоторых моментах совершенно оригинальная. Во-первых, я не помню ни одного случая, чтоб маньяком-убийцей оказывалась старуха. В кино почти всегда маньяк - мужик, очень редко - девушка или женщина средних лет (героиня той же Катрин Денев в "Отвращении", Дженифер Джейсон Ли в любимейшей моей "Одинокой белой женщине", Ребекка де Морней в "Руке, качающей колыбель"), но чтоб старуха, и не ведьма, а без всякой мистики, просто конченная психичка (Энн ведь убила не только одноногую проститутку и ее девочку, но и негра-рабочего, и соседку, мать Джулии). Во-вторых, тем более не припоминаю я еще хотя бы одного аналогичного случая детской проституции, когда девочка а) торгует не телом, а своим временем и б) делает это по собственному почину, а не по приказу. Ну финал, тут ничего не попишешь, для триллера самый традиционный - подоспевшая по телефонному звонку дочь совершает наезд на мать-убийцу, Энн погибает под колесами дочкиного авто, спустя годы дочь, нашедшая наконец-то и мужа себе, с которым воспитывает сына, внука Энн, вместе с Джулией, дочкой ее соседки (вот это уже, конечно, совсем никуда), но последний кадр намекает на то, что подавленная маниакальность проявится по наследству и в ней - но надо же как-то заканчивать, вот ничего лучше и не придумали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments