Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Юрий Любимов у Познера

Речь не всегда поспевает за мыслью, особенно на длинной дистанции, и вообще Юрий Петрович за последние считанные годы резко сдал, но когда живешь по принципу "дотянул до вечера - спасибо, утром проснулся - два спасиба", уже одно то, что у человека в 96 лет язык ворочается, просто чудо, а что еще и мозги ворочаются прежде, чем язык - вдвойне. Не всегда можно уследить за мыслью, не всегда можно понять, слушая со стороны - но главное, и совершенно очевидно: Любимов сам-то понимает, что имеет в виду. Такой, например, вопрос - зачем театр, в чем его назначение. "Делать хорошие спектакли, выпускать продукцию" - отвечает Любимов, и это вроде бы очень просто, но любой другой на его месте, кто угодно, Соломин или Серебренников, наверняка завели бы шарманку о просвещении, о воспитании, а театр - ведь и в самом деле, спектакли выпускать должен, и желательно качественные. Сам Любимов только что выпустил отличного (на мой взгляд, многие не согласны, я знаю) "Князя Игоря" в Большом, про который отчего-то у Познера ни слова сказано не было, хотя ясно, что именно премьера "Князя Игоря" - информационный повод для приглашения режиссера в студию, да он иначе и не пришел бы, наверное. Про "Бесов" упомянули вскользь, про "Князя Игоря" - ничего. Зато немало сказано про Таганку - да все по очередному кругу: обиды по отношению к театру, но что поразительно - и в 96 лет Любимов, высказываясь по поводу перспектив своего возвращения в театр, говорит: "наверное, нет" - то есть оставляет варианты, сомневается. Очевидно, что Любимову незачем и некуда ему возвращаться. Вообще Познер, потакая гостю сверх меры, нехотя выставил Юрия Петровича маразматиком, хотя до настоящего маразма Любимову далеко и точно дальше, чем самому Познеру. Совсем необязательно показывать человека, способного в таком возрасте относиться не только к окружающим с желчным юмором, но и к самому себе с самоиронией. Образ Любимова, и тем более Каталин, с каким бы пиететом не говорил о ней Юрий Петрович, весьма неоднозначны, и интереснее было бы показать Любимова в его противоречиях, компромиссах, заблуждениях даже - живым, то есть, человеком, а не памятником, для памятника Любимов одновременно и не слишком монолитен внешне, и чересчур живой еще, Слава Богу. Таганки без Любимова нет (и преемника его уже схоронили, подумать только...), а Любимов и без Таганки остался Любимовым. Вот это и важно: не институции, не организации - только личности, ничего в искусстве нету, кроме отдельно взятого художника.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments