Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Человек, который хотел оставаться собой" реж. Эрик Лартиго, 2010

Любовь К.Л.Эрнста к французскому кинематографу не остудили ни годы, ни доходы - с середины 1990-х, когда он первым показал по ТВ лучшие картины Бертрана Блие, в частности. И до сих пор по Первому каналу нередко всплывают ленты, которые не шли в прокате и едва-едва засветились на фестивалях, а иногда и абсолютно эксклюзивные, причем намного лучшего художественного качества, чем то фуфло, что до какого-никакого проката добирается. "Человек, который хотел оставаться собой" запоздало прошел на прошлогодней франкофонии, но сейчас фестивальные расписания составляются таким образом, что совместить фильмы со спектаклями невозможно, а театр для меня остается в приоритете, вечерними кинопоказами приходится жертвовать, а других в последнее время и не делают, вот и "Человека, который хотел жить по-своему" (такой вариант перевода использовался в буклете дней франкофонии), я тоже пропустил - и пожалуйста, посмотрел по телевизору.

Герой Ромена Дюри случайно становится причиной смерти любовника своей жены: адвокат Поль узнает о связи жены Сары с фотографом Грегом, идет разобраться, а в результате вынужден все бросить, отказаться от бизнеса (роль Катрин Денев - невыигрышная и драматургически необязательная, но лишний раз увидеть актрису всегда приятно), под именем погибшего любовника жены и по фальшивым документам бежать, взяв яхту, на побережье какой-то страны бывшей Югославии (Черногории, вероятнее всего), там снять хибарку по сходной сцене и наконец начать заниматься профессионально тем, о чем адвокат мог мечтать разве что как о хобби - фотографировать. В приморском городке он знакомится с забулдыгой, которой, надо же, оказывается главным редактором белградской газеты. Поль-Грег получает предложение снимать для газеты и публиковаться, а затем и выставляться в галерее, он имеет успех - но все под именем Грега Кремера, а тот был известен как фотограф, и когда популярность Поля перехлестывает границы балканского захолусться, от встреч с французскими агентами, знавшими настоящего Грега, Поль снова бежит, инсценируя автоаварию (в подожженной машине сгорает последняя фотография жены с ребенком), снова морем, во время плавания в Италию становится свидетелем бандитского нападения, умудряется заснять несколько эффектных кадров, а также спасти жизнь человека, как бы символически компенсируя невольную вину в смерти другого.

Криминально-мелодраматический аспект картины, конечно, может вызывать вопросы, да и линия эта прописана не слишком увлекательно, хотя во французском кино традиция подобных историй куда как богата, взять "На ярком солнце" Рене Клемана. Но "Человек, который хотел жить своей жизнью" (а такой перевод, наверное, самый точный) - не детектив и не лавстори, но, как выражаются кинокритики, экзистенциальная парабола, в духе Патриса шеро или некоторых фильмов Франсуа Озона. И в сравнении с недавними картинами Шеро "Человек, который хотел оставаться собой", по-моему, выигрывает - в нем нет навязчивости, свойственной кинематографу подобного направления и аналогичной тематики, режиссер обходится без драматизации и нагнетания трагизма там, где он ни психологически, ни стилистически неуместен, при этом мысль, в общем, очень распространенную в сегодняшнем европейском кино (типа "бросай курить, вставай на лыжи" - мол, живи своей жизнью, занимайся чем хочешь и ищи творческой свободы, а не семейно-бытового благополучия), доносит внятно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments