Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Маскарад" (гастроли БДТ им. Г.Товстоногова)

По примеру Paporotnika отправился на "Маскарад" Лермонтова, которым открылись двухнедельные гастроли питерского БДТ. Накануне долго перемывали с Paporotnik'ом безумнго Арбенина-Николая Мордвинова из довоенного "Маскарада" Сергея Герасимова и недавнюю постановку Агеева в "Сатириконе". Я, в отличие от Paporotnik'а, фанатом спектакля Агеева не являюсь но отдаю должное: при всех недостатках и недоработках сатириконовского "Маскарада" у Агеева нельзя отнять главного: искренних попыток оригинально мыслить и фантазировать:

http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/153435.html?mode=reply

"Маскарад" БДТ ставился как традиционная версия классической пьесы. Но это как раз тот случай, из-за которых слова "традиция" и "классика" скоро окончательно станут бранными.

Решил выбраться пораньше в уверенности, что к администратору будет не протолкнуться, и очень удивился: вся очередь - с полдюжины студентов в ожидании входных. Мне же вместо обещанного входного очень любезно выписали место в седьмом ряду партера. В гардеробе - просторно, в зале тоже особой толкучки нет - чудеса! Чудо, впрочем, объяснилось быстро: смотреть нечего и не на кого.

Ничего не происходит, не движется, почти не шевелится - все только говорят стихами. Ну допустим - спишется на "традиционность", хотя в современном драматическом театре слово все больше утрачивает монополию на выразительность и уступает место языку пластики и машинерии. (В этом смысле "Маскарад" Агеева - спектакль исключительно актуальный эстетически). В "Маскараде" БДТ пластическое решение отсутствует как факт. Невозможно же всерьез воспринимать как нечто содержательное потуги трех пар статистов вальсировать вокруг подвесных колонн, за которые они то и дело цепляются, заставляя конструкции из папье-маше раскачиваться в самые неподходящие по сюжету моменты. Однако если уж решили делать "разговорный" театр - будьте любезны хотя бы дикцию подкорректировать, стихи ведь читаете какие-никакие, а не анекдоты про чукчу травите! У Толубеева по меньшей мере все в порядке с техникой речи, но некоторые его партнеры еле языком ворочают.

Звездичу - за 40, остальным - под 60. В четвертом акте Неизвестный мстительно кричит Арбенину: "Рви волосы!" Однако Андрею Толубееву рвать давно уже нечего. В принципе, преклонный возраст Арбенина-Толубеева постановщик мог бы попробовать оправдать намеками в тексте - сам Евгений говорит, что он долго жил, много испытал и ко всему охладел - хотя режиссер Чхеидзе этим себя утруждать посчитал излишним. Между тем Арбенин у Лермонтова - именно м о л о д о й человек, слегка пресытившийся удовольствиями жизни и надевший на себя маску разочарованного в обществе циника. Однако самый ничтожный пустяк (потерянный Ниной браслет, случайно попавший в руки баронессы Штраль и подаренный Звездичу) срывает с него маску равнодушия и порождает настоящий взрыв чувств в его все еще молодой крови. Маска Арбенина - главная в "Маскараде", мимо этого факта обычно проходят и более вдумчивые постановщики, предпочитая представлять героя романтической жертвой толпы и ее фальшивых, "маскарадных" условностей, а не жертвой собственной своей игры (мотивы маски и игры в пьесе вообще переплетены более тесно, чем это принято считать). Герой Андрея Толубеева - вообще не Арбенин. В лучшем случае - Каренин (внешне Толубеев во фраке очень похож на Николая Гриценко в "Анне Карениной Александра Зархи). В худшем - свихнувшийся на почве страха перед тем, "что будет говорить княгиня Марья Алексевна" Фамусов. Если к этому добавить, что у Нины манеры подавальщицы из заводской столовой, а баронесса Штраль ведет себя как содержательница портового борделя, то невозможно поверить, будто измены ТАКОЙ Нины ТАКОМУ Арбенину не было на самом деле. Правда, изменить с ТАКИМ Звездичем... - это ж надо быть законченной блядью.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments