Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Полетта. Во все тяжкие" реж. Жером Энрико в "35 мм"

Ну наконец-то удалось посмотреть хоть что-то нескучное и непротивное - на большее уже не надеюсь, и "Полетта", прямо сказать, не шедевр, зато доставляет удовольствие, при этом, как сказала одна деятельница из нашего паноптикума, "кино дурацкое, но неглупое" - и я удивился точности формулировки.

Полетта - 60-летняя пенсионерка, живущая после смерти мужа на 600 евро в месяц. Муж умер десять лет назад, 11 сентября 2011 года, но не в результате теракта, а после хронического алкоголизма. По той же причине прогрело и их семейное заведение. Дочка вышла замуж за негра-полицейского, работает сверхурочно и временам подбрасывает старухе внука-негритенка. Сосед-вдовец из квартиры напротив ухаживаниями только лишний раз ее раздражает. Бабка, недовольная жизнью, естественно, упертая расистка, вынужденная не просто жить среди черных и арабов, но даже исповедоваться в церкви священнику-африканцу. И вот однажды ее зятек арестовывает соседа, торговавшего наркотой. А у Полетты как раз описали за неуплату долгов имущество, отключили телефон и, что особенно для нее ужасно, отняли телевизор. В отчаянии бабка идет к известному на районе наркоторговцу и предлагает себя в качестве дилерши.

Дела у Бабули-кайф, как вскоре прозвали Полетту в округе, идут в гору, клиентура расширяется в ущерб дилерам-конкурентам, те наезжают, и тогда старуха вместе с подруженциями ее же возраста (одну из них играет Кармен Маура) благодаря внуку, случайно подмешавшему траву в тесто, придумывает делать выпечку с "начинкой" - "афганские пирожные" разлетаются пуще прежнего, и вот уже главный наркобосс месье Тарас предлагает Полетте, отправив предшественника-барыгу в отставку, заняться серьезным делом, продавать пирожные с наркотой прямо в детсадах, чтоб к школе уже готова была клиентура для героина. Но престарелая француженка говорит месье Тарасу "нет", и тут у нее начинаются проблемы посерьезнее, чем конфискация телека.

Понятно, что "Полетта" - попсовая криминальная комедия, а не социальная драма, но доля гротеска в сюжете и характерах не столь уж велика, во всяком случае до момента, когда старухи с игрушечными пистолетами отправляются отбивать похищенного негритенка у наркомафии, а на выручку подгребает зятек со спецназом, ничего в фильме не происходит такого, что не могло случиться на самом деле - всякое случается. Тем не менее как в пирожном "с начинкой", в картине за юмором и иронией проговариваются самые что ни на есть серьезные вещи - что называется, смех смехом, а пизда кверху мехом: всю жизнь мадам горбатилась, и осталась у разбитого корыта с одной только своей ксенофобией, а наркоторговля помогла ей и материальные дела поправить, и преодолеть расистские замашки, и с черным внуком подружиться, и на ремонт церковной крыши пожертвовать - исповедник-африканец принимает свернутые в трубочку купюры и знай только креститься в ужасе: алилуйя!

В "Полетте" прямо как в "Ворошиловском стрелке" Говорухина - обычный человек в отчаянной ситуации, когда никто ему помогать не собирается, начинает действовать решительно и не обращая внимания на условности, только говорухинская шняга - серьезная и тупая, а французская поделка - остроумная и веселая, местами по-настоящему смешная (я смеялся, а такое редко случается). При всем при том очень честная по сути и точная в деталях, взять хотя бы образ месье Тараса, эпизодический, но важный и яркий: за Полеттой к ее убогому многоквартирному сараю подъезжает черный лимузин с кортежем из двух крутых тачек покороче, в нем Тарас с блядями поет под караоке "зай-зай-зай-зай" Джо Дассена, что приводит престарелую француженку в ужас едва ли не больше, чем предложение продавать наркотики в детсадах, потому что наркоторговля - дело-то житейское, но для француженки, даже престарелой, Джо Дассен и его "зай-зай" - ужас какая пошлятина, а для русского (строго говоря, месье Тарас, конечно, украинец, но Полетта считает его русским, разумеется) - в самый раз.

Актрису Бернадетт Лафон я если и видел где-то раньше, но не обращал пристального внимания, она классная актриса, но здесь важен не столько великий талант, сколько попадание в характер, а еще важнее, в типаж: разбитная старушонка, которая дает просраться всему району к собственной выгоде, а получив под давлением благодарной общественности условный срок, переезжает в Амстердам, где тем же самым бизнесом можно заниматься законно и преуспевать. Развязка, как и все остальное в картине, не столь анекдотична, в общем-то, но при верности диагнозов, общественных и, прости, Господи, нравственных, рецепты кино предлагает скорее болеутоляющие, чем целительные. Ясно же всякому, и режиссеру наверняка, что наркоторговля как средство против ксенофобии и социального неравенства - вряд ли достойный вариант. А другого выходит что и нет, "пора валить" - и то не катит, французам-то куда валить, в Бельгию, в Нидерланды - так там для простой старухи, природной француженки, во всех отношениях, не считая легализации марихуаны в Голландии, вряд ли слаще, и пенсии ненамного выше, и негров с арабами не меньше, ничего старушке Европе не остается иного, как только закурить и забыться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments