Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Из породы беглецов" реж. Сидни Люмет, 1959

Не может быть никаких сомнений в статусе Теннесси Уильямса как одного из важнейших драматургов 20 века - но мне думается, что отсутствие великих новых постановок и экранизаций его пьес в последние десятилети при огромном количестве таковых в свое время, связано не с общим падением интереса к его творчеству и не с отсутствием выдающихся интерпретаторов. К пьесе "Орфей спускается в ад" сравнительно недавно, например, обратился Юрий Еремин, поставивший в Театре Сатиры "Между светом и тенью" - допустим, Еремин не тот режиссер, и Сатира - не тот театр, но это ведь не просто частный случай. Похожая ситуация, кстати, с Вампиловым - достоинства пьес очевидны, но не менее очевидно непопадание современных режиссеров и театров в эти пьесы. О Вампилове говорить проще в том смысле, что легче понять причину непопадания - остался хороший текст, но ушли социальные реалии, к которым этот текст прилагался, изменились характеры, трансформировались конфликты. Уильямс несколько дальше и по времени, и по расстоянию, с ним труднее - но я бы предположил, что проблема аналогичная.

То, что могло показаться когда-то взрывом, вызовом, революционным манифестом, сегодня способно вызвать скепсис: и открытая эмоциональность, и несколько избыточный символизм, перебор по части метафор, и подтексты, с излишней доходчивостью проявленные, недостаточно очевидные для публики, ждущей развлечений, но прямо-таки навязчивые, липкие, по новым стандартам. Вот чего, кстати, я не могу простить Сигареву, в пьесах которого проследить параллели с Уильямсом можно и, наверное, необходимо - этой навязчивости, Уильямс все же покойный классик, а драматург и режиссер, работающий сейчас, должен понимать. Сидни Люмет еще в фильме 1959, например, избегает "ударных", но откровенно пафосных реплик типа "обезьянка сдохла", для него уже тогда это слишком. Впрочем, у Люмета и в целом последние эпизоды картины выглядят не совсем так, как прописано в ремарках Уильямса, в фильме Вэла пожарными шлангами загоняют в горящую кондитерскую - это кинематографично, эффектно, но по сути гораздо мягче, чем в пьесе, как и последний кадр, когда Кэрол с курткой из змеиной кожи просто садится в машину и уезжает, в сравнении с тем, как у Уильямса, это почти что "голливудский финал".

Фильм Люмета хорош как раз уходом от театральности, доза которой в пьесах Уильямса почти всегда столь высока, что по сегодняшним, сместившимся (в правильную или нет сторону - можно спорить, но каждое время дает свою систему эстетических координат) вкусовым понятиям бунтарство его героев низводится до формата буржуазной мелодрамы, и именно в таком ключе, если смотреть непредвзято, сегодня делаются большинство постановок по Уильямсу; у Люмета герои пьесы, конечно, выделяются своей непохожестью, выламываются из среды, но все-таки не вполне ей иноприродны, они остаются частью окружающего мира, в том, собственно, и состоит их трагедия, в невозможности окончательно перейти грань - и, наверное, очень точный в своем роде прием здесь - переименование, уход от нарочито поэтичного, символичного, отсылающего к мифологическим ассоциациям и богатейшему культурно-историческому контексту названия пьесы в пользу более простого, если и связанного с каким-то контекстом, то жанровым, укорененном в традициях сугубо американской социальной драмы, а отчасти и вестерна. Очевидно также, что актеров, как Марлон Брандо и Анна Маньяни, играющих в фильме Вэла и Лейди, теперь тоже нет, но есть другие, для современного кино не менее значительные, трудность же в том, что сама современная эстетика, да и современная действительность, пьесы Уильямса отторгает. Театр и кино персонажей Уильямса пережевали и выплюнули, полученные от них витамины и питательные вещества в организме остались, но на выходе приходится наблюдать уже нечто совсем иное, что-нибудь типа "В пространстве Теннесси У."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment