Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Юлий Цезарь" Г.Ф.Генделя, Метрополитен-опера, реж. Дэвид МакВикар, телеверсия

Идея повторять трансляции опер из Мет в записи, причем уже бесплатно для всех желающих, только по предварительной записи - это, конечно, очень мило со стороны агентства "РИА-Новости", хотя у него, наверное, есть на то свои резоны, а кроме того, бесплатные показы всегда связаны с побочными эффектами определенного рода: контингент подбирается соответствующий. Не скажу, что одни старухи, но в основном они, и самые гнусные, типа Царевны Лебедь (как эту гадину, убежавшую из крематория, называют остальные бабки, даже их она раздражает своим скотским поведением: постоянно что-то жрет, чешется и мычит). А поскольку в большом зале пресс-центра кондиционеры и крепкое тело могут сдуть с кресла, не то что старушачье, обстановка оттого делается еще более нервной. Но есть и плюсы - дневное время показов. Правда, в случае с "Юлием Цезарем" это не принципиально, запись вместе с антрактами (их можно было бы и вырезать или хотя бы сократить) длится почти пять часов, так что когда ни начинай, а вечер, если смотреть и слушать от начала до конца, придется потратить, так что мы вынуждены были после второго акта убежать, не без сожаления. Постановка, перенесенная в Метрополитен из Глайдборна, любопытная, пусть не лишенная общих для современного музыкального театра пороков. МакВикар одновременно и играет в "старинный театр", стилизуя постановку через использование нарочито архаичных элементов оформления, например, искусственных морских волн, которые обозначены вращающимися валиками на заднем плане, и модернизирует сюжет, перенося действие из Египта рубежа старой и новой эры в 19-й век, в период британских колониальных завоеваний. Однако Египет двухтысячелетней давности и арабский мусульманский восток - слишком разные вещи, и провести между ними параллели затруднительно, тем более, что для римлян эллинизированный Египет - часть привычного им мира, это другой континент, завоеванная территория, но цивилизационного, культурного конфликта нет, тогда как британцы и арабы-мусульмане Северной Африки чужды друг другу больше, чем инопланетяне землянам. И при таком раскладе Клеопатра, даже будучи "свободной женщиной востока", но все-таки арабской царевной и мусульманкой, ведет себя несколько странно, переодеваясь в откровенный коктейльный туалет и соблазняя Цезаря, тогда как ее брат-интриган Птолемей пытается действовать средствами более грубыми. Получается, режиссер сам себя ставит в двусмысленное положение: с одной стороны, как бы "извиняется" за колонизацию, с другой, выводит в куда более неприглядном свете аборигенов, благо египтяне по отношению к римлянам в оригинале выступают не просто невинными жертвами. Но все-таки в плане театральном ход эффектный, особенно когда Клеопатра принимает ванну (вполне европейская лоханка, кстати) - Натали Дессей показывает себя, как обычно, не только превосходной вокалисткой, но и непревзойденной актрисой, при том что здесь Клеопатра - не столько трагическая героиня, сколько характерная, ужасно смешно, когда она во время сольной арии демонстрирует свое отношение к семейной трагедии Корнелии и Секста, используя урну с прахом Помпея то как подставку для зонтика, то в качестве пепельницы. Вообще в спектакле много юмора, и для барочной оперы естественно соединения драмы с комическими элементами - главное, чтоб не на таком уровне, как было в "Агриппине" Генделя по версии руководимого Ларисой Гергиевой Владикавказского театра, показанной недавно в Москве - но понятно, что у МакВикара хотя бы в этом плане все на высоте, и оформление, и исполнители: контратенор Дэвид Дэниелс в партии Цезаря, совершенно замечательная Патрисия Бардон - Корнелия, Элис Кут - Секст, смешной, но музыкально безупречный Кристоф Дюмо - Птолемей. То есть из трех партий, предназначенных для кастратов, две (Цезаря и Птолемея) поют контратенора, а третью (Секста) - меццо, соединяя в музыкальном решении спектакля традиции разных эпох куда более органично, чем в художественно-постановочной.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments