Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Улыбайся" реж. Русудан Чкония в "35 мм"

В копродукции Грузия-Франция-Люксембург, логично предположить, Люксембург обеспечивает материальную поддержку, Франция отвечает за идеологическую состоятельность, ну а во всем остальном грузины опираются на собственные силы. Может в реальной предыстории проекта было и не так, но результат подобному раскладу вполне соответствует. Фильм посвящен конкурсу красоты, точнее, на конкурсе "Мать Грузии" рассматривается не только внешность участниц, но и творчески способности, и даже умение готовить, однако внешность тоже, с чем связано масса болезненных для женщин, большинство из которых матери разной степени многодетности, моментов. Не хотят они, например, раздеваться до бикини - а их заставляют под угрозой вылета из конкурса. А почти всем приз в 25 000 долларов и квартира необходимы, одну с детьми выселяют на улицу, другая вовсе беженка из Абхазии и уже много лет обитает во времянке, есть среди них, правда, и несостоявшаяся скрипачка, и даже молодая жена амбициозного политика (кстати, бездетная, но на конкурсе матерей для нее делают исключение). В общем, представлены все социальные группы, они проводятся через все возможные испытания, в том числе секс с организатором, тайная фотосъемка с последующей обложкой, на которой несчастная мать семейства появляется с голой грудью к ужасу сына-подростка, политической подоплеки и прочей грязи. Ничего нового, однако, про конкурсы красоты по сравнению с тем, что про них известно давно, грузинско-люксембургская картина не добавляет. Устроенная по принципу, заимствованному у Роберта Олтмана, она предсказуемая и не смешная, ничуть не ироничная ни в целом, ни в деталях. Наоборот, драматизма нагнетается нешуточный, дело доходит до попытки суицида, организаторы готовы выдать приз первой, кто согласится после кровавой трагедии выйти на сцену, и лишевшаяся жилья мать-героиня с отчаяния бросается к публике, но все равно совесть или что там у нее вместо совести берет верх - последний шанс создать хотя бы видимость художественного произведения режиссер показательно упускает. С характерным для грузинского кинематографа всех периодов соединением бытовухи с притчей "Улыбайся" авторы явно не рассчитали: это, безусловно, притча, но очень плоская, а с точки зрения бытовой достоверности, пресловутой "правды жизни" все очень банально и, при всяческом натурализме, слишком ненатурально, ну не насильно же, при всех житейских неурядицах, теток гнали на сцену, раздевали, унижали, сами пошли, знали куда - а мотива личной ответственности за свои поступки в фильме нет до последней сцены, но тем не менее действие развивается кругами: новое испытание, попытка протеста, подавление попытки, следующий этап, испытание, протест, подавление и т.д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments