Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тристан и Изольда" Р.Вагнера в "Новой опере", реж. Никола Рааб

Официально на русскоязычном театральном пространстве за сто с лишним лет было всего четыре, включая нынешнюю, постановки "Тристана и Изольды" - выходит, что я видел половину из них, поскольку мариинскую версию Дмитрия Чернякова несколько лет назад привозили в Москву:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/581316.html

Сравнивать не нужно и невозможно: Черняков идет от умозрительных концепций, иногда удивительно глубоких и точных, как в "Руслане и Людмиле", но чаще, как в случае с "Тристаном и Изольдой", бессмысленных и неубедительных; а Никола Рааб вместе с художником Джорджем Суглидесом представила что-то усредненное классическо-современное, модерново-традиционное - мужские костюмы ближе к нашему времени (пиджаки, шинели), женские - к средневековому платью (свободного кроя), но то и другое - чистая условность, и она скверно сочетается с буквалистки построенными сценами боев на мечах, когда статисты к тому же замирают в картинных позах, это уже просто нелепо. С решением пространства, а сценография частично опирается на эскизы Альфреда Роллера к спектаклю Малера в Венской опере 1903 года, примерно так же: в первом действии любопытно придумано соединение палубы корабля с внутренними помещениями, помост за занавесом, передний нижний план - каюта с лежанкой, где Изольда со служанкой, а задний верхний - палуба, где гребцы и воины, плюс образы главных героев появляются за полупрозрачных занавесом в подсветке, выглядит простовато, но эффектно. Во втором акте декорация замкового сада в момент проникновенного дуэта, который большую часть акта и составляет, уползает вверх, раскрывая звездное небо и оставляя героев под ним на пустом подиуме, как бы вне всякой реальности, наедине во Вселенной. Попытка в третьем акте проделать то же самое, убирая наверх картонные стволы деревьев, и оставить героев у полуоостова разбитой ладьи, выглядит не столь живописно, если не сказать нелепо, но в целом, при статике мизансцен (да и откуда взяться динамике при подобном либретто?) и не очень удачно придуманных движениях для исполнителей, которые вынуждены ложиться, перекатываться и ползать по сцене, а при их комплекции это и не очень удобно, и со стороны выглядит не особенно живописно, спектакль в целом внешне аккуратный и дает полную свободу дирижеру с певцами. Ян Латам-Кениг на высоте и оркестр "Новой оперы" звучит великолепно. Главная пара приглашенных вокалистов, в общем, неплохая, хотя друг другу им трудно соответствовать, у Клаудии Итен мощный голос, но иногда срывающийся на крик (по счастью, нечастно), тенор Майкл Баба, наоборот, обладает суховатым и не самым богатым тембром, зато ведет партию ровно. В результате лучшие вокальные эпизоды спектакля - дуэт во втором акте и смерть Изольды в финале третьего, они почти идеальны, к остальным можно придраться. Из прочих персонажей неплохо удался король Марк, но тут уж надо делать скидку, Вагнер дается тяжело, и все-таки после незадавшегося эксперимента с "Каприччио" Рихарда Штрауса новое обращение к "Вагнеру" пусть не в полной мере, но напоминает о пятилетней давности успехе "Лоэнгрина", в чем заслуга, прежде всего, дирижера вне всяких сомнений.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments