Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Жажда" С.Кейн, "Караоке-бокс" И.Вырыпаева, Шаушпильхаус (Вена) в "Школе современной пьесы"

Из трех спектаклей, которые привез венский Шаушпильхаус в "Школе современной пьесы" на ответные гастроли (два месяца назад "ШСП" неделю играла в Вене на их площадке), два - по текстам Вырыпаева. На приеме в посольстве Австрии по поводу гастролей (но "прием", правда, - это очень громко сказано: попили розового шампанского, я еще стакан джин-тоника, съели пару штучек какой-то неопознанной хрени, а так больше интерьеры посмотрели, да и интерьеры - до Хоффбурга далеко, прямо сказать) актрисы, с которыми мы общались, сказали, что интендант их убежден в сродстве драматургии Ивана Вырыпаева и Сары Кейн, так что "Жажда" идет вместе с "Иллюзиями" как диптих, а на второй день вслед за ними еще и "Караоке-бокс" поставили. На самом деле, конечно, Вырыпаева рядом с Сарой Кейн ставить смешно, кроме как своей предсмертной эскападой упомянутая дама вовсе ничем не примечательна, и текстами своими - в наименьшей степени, та же "Жажда", сталкивающиеся и разбивающиеся друг друга потока сознания, иллюстрирующие бессмысленность существования (свежо) - убогая подделка под "Play" Беккета, не говоря уже про десятки, если не сотни менее шедевральных опусов. Актеры выкрикивали реплики, иногда выбегали на выдающийся в партер подиум или, наоборот, бросались на стену в глубине сцены - в общем, конгениальное первоисточнику решение, ни убавить, ни прибавить. К середине и почти до самого конца отрубились титры - ну да Кейн что с титрами, что без, по-немецки или по русски - все одно.

"Иллюзии" я знаю по гениальной, без преувеличений, авторской версии в "Практике", а "Караоке-бокс" для меня - текст неизвестный (хотя он опубликован и, кажется, еще раньше "Иллюзий"), решил посмотреть. Конечно, "Караоке-бокс" поживее как действо, чем "Жажда", не говоря уже о различии в качестве текстов Кейн и Вырыпаева, но все равно для Вырыпаева эта вещица - одна из многих графоманских поделок, сродни "Объяснить", которое он когда-то ставил здесь же, на сцене "зимний сад" в ШСП, где сейчас венцы играли "Караоке-бокс". Действующие лица пьесы - пара андроидов, но на сцене трое исполнителей, один озвучивает ремарки и представляет как бы служащего заведения. Что реплики, что ремарки - обычная для Вырыпаева графоманская претенциозная шняга, где из столкновений бытовых образов вроде нарезанного кольцами лука, и символических, метафизических, может спонтанно возникнуть искра осмысленного парадокса, а может и не возникнуть, это уж как повезет. Но, по крайней мере, в отличие опять же от Сары Кейн, тут есть шанс. Для чего артистам Шаушпильхауса даже необязательно было оживлять пьесу сожжением бумажных корабликов в тазу и смачным размешиванием лапши в кипятке - безумные вырыпаевские рассуждения о любви, о смерти, о Боге либо складываются в нечто осмысленное, либо нет, но сами по себе, совершенно независимо от антуража. Причем "Караоке-бокс" держит эти рассуждения на каком-никаком сюжете про двух роботов, которым хотя бы на короткое время и в публичном месте удалось пережить на своем механическом уровне нечто сильное, от чего загораются лампочки и проецируются из андроидного тела фильмы на потолок. (Женщину-андроида играла как раз девушка Вероника, фамилии не знаю, с которой мы в посольстве познакомились). Иллюстрировать такое театральными средствами бесполезно, но и пристраивать к тексту действия, никак с ним не связанные вообще, тоже бестолково - за знакомство с пьесой, однако, спасибо, в Москве она, если я ничего не пропустил, до сих пор ни разу со сцены не звучала ни в каком виде.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments