Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Полеты с ангелом. Шагал" З.Сагалова в проекте "Арт-партнер XXI" и театре Ермоловой, реж. С.Юрский

Сергей Юрьевич, помимо того, что актер выдающийся и режиссер вполне самодостаточный, еще и литератор не из последних, и ему точно по силам было бы самому сделать сценическую композицию на основе биографии Марка Шагала, если уж так его заинтересовала тема и личность, ну в крайнем случае, он мог бы к Вацетису, как обычно, обратиться - вышло бы точно не хуже, чем у Сагалова, потому что хуже, наверное, невозможно. Пьеса Зиновия Сагалова написана белым стихом, и качество собственно стиха предпочтительнее сразу оставить в стороне, тем более, что некоторые отдельные строчки, не лишенные, хочется верить, авторской самоиронии, запоминаются не хуже чем реплики из "Горя от ума" - типа "ведь я еврей и мне нельзя хрю-хрю" хотя бы - это говорит в пьесе Шагал, реагируя на предложение отведать свинины, причем вроде как не отказывается, а размышляет. Герой вообще много размышляет - композиционно пьеса устроена таким образом, что 98-летний Шагал, умирая, вспоминает всю свою жизнь. Ну не всю, конечно, это слишком долго. Но благодаря ангелу в вязаной шапочке ему являются две женщины - Бэла и мать. То, что другие женщины в жизни Шагала тоже были, лучше не вспоминать - пьеса не биографическая, не историческая, но поэтическая, даром что с поэзией у Сагалова еще хуже, чем с историей. Бэла возникает перед Шагалом в фиолетовом платье, мать художника играет Наталья Тенякова... Непросто все это оценивать, Тенякова - грандиозная актриса, и даже такой текст она пытается драматически осмыслить, придать ему видимость какой-никакой театральной, художественной пристойности. Сценографическое решение Рыбасовой достаточно предсказуемо - мольберт с холстом у авансцены справа, задник из вздыбленных витебских домиков с ранних полотен героя, да лестница как бытовой элемент мастерской художника, одновременно символически соединяющий землю и небо. Предсказуем и ход с небольшим музыкальным ансамблем в полосатых блузах - из парижского бенда статист легко превращаются в толпу экскурсантов, пришедших в Лувр и вместе с Шагалом проходящим через зал его работ, и в революционный отряд. Первое действие посвящено отношение Шагала с первой женой (в спектакле она единственная на всю жизнь оказывается) и матерью, и это, при всей вульгаризации, сравнительно терпимо. Во втором идет крен в исторический контекст, и тогда у драматурга уже окончательно отказывают всяческие тормоза. Ну ладно нацизм, с нацизмом все ясно и однозначно (будем считать), но к большевистской революции у сочинителя пьесу откуда-то счет особый. Актриса Дребнева из ШДИ воплощает персонифицированную Революцию, просто Люшку можно, в шапке со звездой, грубую, агрессивную и, до кучи, антисемитски настроенную - во всяком случае, Маркс евреем быть не может, уверяет она. Большевистским комиссарам приписывать можно какие угодно грехи, но еще и антисемитизм - это уж слишком. Особенно в контексте шагаловского пути, который через революцию проходил вовсе не так прямо и насквозь, как представлено в спектакле Юрского: мол, Шагал - жертва большевистского террора, который вынудил его покинуть родной любимый Витебск. Само собой, такие детали, как черта оседлости до революции и Малевич после оной даже не упоминаются и никак не обыгрываются вовсе. Зато персонифицированная революция позднее напрямую отождествляется с нацизмом, и это уж ни с чем не сообразно. Конечно, Юрский это Юрский (к тому же он примеряет на себя, помимо образа Шагала, также и "маски" поэта Сандрара, и наркома Луначарского), Тенякова есть Тенякова (по-моему, мать художника - самая полноценная актерская работа постановки), да и Шагал сам по себе - это заведомо интересно, но хотелось бы, чтобы интерес удовлетворялся не только за счет пиетета к уважаемым именам. А всякая авторская фантазия чтобы отталкивалась от исторических реалий и опиралась на художественный вкус, ну хотя бы как в "Полутора комнатах" Хржановского о Бродском, где тот же С.Ю. великолепно сыграл роль отца поэта.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment