Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Офис" И.Лаузунд, Национальный театр им. Я.Купалы, Минск, реж. Екатерина Аверкова

Пьеса Ингрид Лаузунд давно опубликована в сборнике современной немецкоязычной драматургии "ШАГ" и поставлена в том же Театре им. А.Пушкина, где сейчас играют минскую версию, только московский "Офис" - камерный и поместился в филиале:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1095138.html

а белорусский рассчитан на большую сцену, которую молодые актеры театра Купалы прекрасно осваивают - с неожиданным энтузиазмом, с энергией, учитывая, что ничего экстраординарного материал не предлагает, достаточно плоская сатира с элементами гротеска на офисных работников. Пьес на сходную тематику, более или менее похожих и по стилю, по Москве идет немало - и "Метод Гренхольма", и "Под давлением 3:1". Минский спектакль Екатерины Аверковой отталкивается от картонной схемы пьесы и, с одной стороны, заостряет гротеск (хотя если в театре им. Пушкина условность решения была связана в основном с пластикой, с движением, то в театре им. Купалы акцент сделан на ритм, на звук, замечательно придуман, например, момент, когда простейшие действия менеджеров, стук компьютерной клавиатуры, шелест мятой бумаги и т.д. складываются в целую музыкальную партитуру), с другой, пытается придать схематичным и обобщенным персонажам живых эмоций - особенно в первой сцене, своего рода прологе, и ближе к финалу, тогда как напора актерской искренности материал едва выдерживает; да и сценографическое оформление скорее бытовое, чем условное, с нагромождением папок для документов, кофемашиной и даже настоящим унитазом (только что не в рабочем состоянии и не использующимся по прямому назначению, как в современном театре случается нередко), с задником, картинка на котором продолжает ту же обстановку, папки с бумагами, наваленными целыми башнями, крепостными стенами; тогда как спектакль в целом приближает социальную сатиру к моделям, описанным классиками "театра абсурда", Ионеско и, возможно, более близким белорусам по духу Мрожеком. Так что с художественной точки зрения минский "Офис" смотрится очень выигрышно, а сомнения если и возникают, то имеющие к спектаклю опосредованное отношение, связанные больше с житейскими реалиями, чем с художественной реальностью: за последние годы бывая регулярно в Беларуси, я не могу сделать для себя вывод, что тематика пьесы Лаузунд неслишком актуальна для реалий сегодняшней белорусской республики, у меня сложилось впечатление, что действительность там (в России тоже, но Москва, где сейчас показывают спектакль, все же исключительный случай) еще не переросла явления, описанные, скажем, в сатирических комедиях Сергея Михалкова, а то, с чем работает (не слишком оригинально, но это отдельный вопрос) молодая европейская и прежде всего немецкоязычная драматургия, для белорусской публики может представляться в большей степени экзотикой, чуть ли не антиутопией, не анализом некоего среза окружающей действительности, но страшилкой, пугающей альтернативой, и вот насколько она в самом деле пугающая (тем более по отношению к тому, как живет Республика Беларусь сейчас, даже не на политическом, не на государственном уровне, а на социальном, бытовом), настолько и можно воспринимать удачный в узко-художественном, формальном отношении минский спектакль всерьез.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments