Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Загадочное ночное убийство собаки" М.Хэддона, реж. Семен Александровский (лаборатория в МХТ)

При объявленной цели режиссерской лаборатории "Новые сказки" - "театр для детей" - режиссер Александровский уточнил, что его будущий спектакль - "для детей 18 +", что мне уже нравится, потому что детям лучше бегать во дворе, а театр - он для тех, кому уже совсем ничего другого не остается, это во-первых. Во-вторых, не читав книги Марка Хэддона, я в прошлом году смотрел трансляцию ее лондонской инсценировки, где меня дико раздражала спекуляция на теме детского аутизма, сегодня неожиданно вошедшей в моду и среди русскоговорящей либеральной интеллигенции (типа: ну раз уж нельзя за геев бороться, давайте, что ли, за аутистов поборемся, пока хоть это не запретили тоже) - ужасно навязчивая и неоригинально к тому же решенная формально:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2414821.html

- тогда как в показанном эскизе Александровского даже намека нет на диагноз героя-рассказчика, его "особенности" становятся понятны только из сопоставления возраста и специфики мышления: 15-летний рассуждает то как трехлетка, то как взрослый и очень мудрый человек, причем неуловимо переходя от одного к другому, на чем, собственно, и строится эффект подобного сорта беллетристики. И режиссер говорит, что для него это концептуальный момент, а не просто необходимость уложиться в отведенный часовой хронометраж - показ охватил только первую часть книги (то есть герой уже обнаружил письма матери и выяснил, что она жива, но еще не собрался к ней отправиться), и обошелся без сюжетной линии, связанной со школой. Другое дело, что форма, выбранная режиссером, достаточно предсказуема - читка с использованием технологий "мэппинга", которые сами по себе иногда очень занятны не столько даже результатом на видеоэкранах, сколько процессом (в чистую воду шприцами впрыскиваются чернила, и темные пятна расплываются, метафорически обозначая перемены в сознании и внутреннем состоянии персонажа; портрет матери складывается как коллаж из обрывков фото; и т.п.). Когда видишь такое впервые - это может поразить, потом еще раз пять или даже десять увлекает, на сто пятидесятый - уже не слишком, а нынче чересчур часто приходится сталкиваться с использованием похожих приемов. Текст подается как обычно в таких случаях - артисты МХТ (замечательные, молодые) то вместе, то поврозь, а то попеременно читают с листа, и подозреваю, что это тоже момент концептуальный, а не организационный, в итоговом предполагаемом спектакле останется. Но в первой части книги, более статичной и завязанной на размышления рассказчика-аутиста, соединение читки с видеоинсталлированием органично и работает, а во второй, где много действия и разных персонажей, может показаться недостаточно выразительным, если не придумать чего-нибудь еще.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments