Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Самоубийца" Н.Эрдмана в театре на Таганке, реж. Рената Сотириади

Накануне узнал о том, что юбилейные мероприятия на Таганке поручено режиссировать компании Дмитрия Волкострелова - ну и порадовался, конечно, хотя и не совсем беззлобно: театру так и надо, раз Любимова не удержали-не утерпели, а впрочем, листая слайды с фотографиями старой Таганки начиная с 1964 года, вип-гостям не так уж и трудно будет, должно быть, скоротать вечерок до банкета. Но пока что волкострелом и не пахнет, очередная премьера Таганки легко вписывается в репертуарную политику последних лет, то есть в ее полное отсутствие.

Другое дело, что "В поисках радости" Розова, поставленная Ардашевым - это какой-то совсем уж анекдотический казус, а "Самоубийца" для Таганки - название неслучайное, имя же Эрдмана - и вовсе родное. Но результат стандартный - грубый до самодеятельного уровня гротеск, вульгарные потуги на стилизацию под 1920-е годы, и еще какой-то совсем нелепый, неуместный, никчемный интерес к "телесному низу": все хватают друг друга, и даже Подсекальников в начале первого акта прячет колбасу зачем-то у себя в подштанников - для смеху, видимо. К тексту тоже есть вопросы - набор блестящих для своего времени эстрадных скетчей, "Самоубийца" сегодня требует радикального переосмысления, а может и переработки (сам Эрдман, кстати, под орех разделывал чужие либретто, и до сих пор многие их с Вольпиным новые варианты работают лучше оригинальных) - и проблематика в целом, и по отношению к отдельным персонажам. Мелкий мещанин Подсекальников для 1920-х, для 1960-х, когда Эрдмана пробовали осторожно, с оглядкой "реанимировать", для 1990-х и для нашего времени - это ведь совершенно разные характеры и типажи. Не говоря уже про торговцев, дамочек, интеллигентов, а тем более попиков.

Но в новой таганской версии они все одним цветом - не уроды даже, а уродцы, не столько смешные, сколько жалки, и колбаса в подштанниках не помогает. Немыслимо много суеты в спектакле - битая посуда отлетает от стен рикошетом и норовит угодить в глаз, подносами перебрасываются и веслами размахивают (Раиса Филипповна превратилась в подобие парковой "девушки с веслом" - тоже "атмосфэрная" деталь), того гляди по башке засветят. Глухонемой мальчик почему-то приехал в пионерском галстуке и шапке-буденновке, и тот же артист Дмитрий Бутеев в следующей же сцене выходит официантом - бедная таганская молодежь, Бутеева мы уже и ардашевских "Поисках радости" видали вместе с Сергеем Цимбаленко, здесь он играет Егорушку, который толкует о марксистской точке зрения, а сам ходит в шинели и изображает "человека с ружьем". Не легче и артистам более старшего поколения - Колпикова в роли Клеопатры Максимовны, как сейчас принято говорить, просто "вышла и потрясла", Иван Рыжиков-Калабушкин, пожалуй, смотрится получше остальных, Александр Лырчиков, талантлвый, в общем, артист, Подсекальникова сыграл ровно таким же, каким должен быть персонаж сатирической комедии нэповских лет - сегодня это просто невомзожно смотреть. От всей затеи в целом несет любительством - развесили тряпки, от дурного энтузиазма проломили одну из фанерных дверей, танцуют все, попик аж заходится вприсядку - ну разве что вот этот момент, между прочим, можно считать сегодня по-настоящему смелым и актуальным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments