Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Нурофеновая эскадрилья" А.Родионова в "Политеатре", реж. Руслан Маликов

Пролог с обращением к Чилингарову настолько явно выбивался из общей интонации пьесы, что я не постеснялся спросить у автора, не самостоятельный ли это был фрагмент изначально - так и оказалось (впридачу к ответу получил в подарок свежую книжку стихов, включавшую и текст пьесы, прямо на глазах автором купленную за 200 рублей у издателя и тут же мне любезно надписанную), точнее, часть другого проекта, несостоявшегося, который в "Нурофеновой эскадрилье" пришелся концептуально к месту, в том числе мотивами, связанными с Арктикой, хотя только в нем и звучит авторский голос в чистом виде, дальнейшие поэтические диалоги и монологи - в большей или меньшей степени стилизация.

Пьеса Родионова и в целом очень четко восходит к драматургическим опытам Маяковского, с точки зрения формы - более ранним, "Владимиру Маяковскому" и "Мистерии-буфф", а образ "фосфорической женщины" и мотив фантастического явления посланца из "светлого будущего" недвысмысленно отсылает к "Бане". При этом сюжет футуристической антиутопии Родионова настолько очевидно ассоциируется с советскими производственными драмами 1960-х годов, что позволяет относить время действия как в условное будущее, так и в столь же условное альтернативное прошлое. Бригада ученых-наркоманов занимается выращиванием военных биосамолетов, которые созревают как плоды в теплице. В бригаде появляется молодая девушка Екатерина Мотылькова (Ирина Вилкова), с которой последовательно сожительствуют бригадир Константин Алмазов (Александр Усердин), поэт-любитель Корней Солодкин (Павел Артемьев) и быдловато-мачистый на вид, но не менее душевно ранимый Иван Пастернак (Илья Барабанов). С началом очередной "священной православной атомной войны" ученых отправляют на боевое задание - они же предпочитают хоть на луну сбежать, лишь бы не работать не систему, которая им не доверяет.

Ну понятно, что главный герой здесь - поэтический текст, а сюжет носит прикладной характер, как и персонажи. Хотя что касается военной линии - здесь уже можно поискать источники вдохновения подальше от советской литературной и кинематографической традиции, в "Радуге земного притяжения" Пинчона, например, но коль скоро сюжет здесь - в больше степени формальность, то важнее поэтическая полистилистика, где соединяются реминисценции к "Чайке" Чехова с упоминаниями культурных реалий сегодняшних типа социальной прозы Романа Сенчина. Поставлена и оформлена драматическая поэма в соответствии с ее природой - как поэтический перформанс, при этом смотрели мы пока что превью и, может, дожив до официальной премьеры, спектакль будет выглядеть иначе, пока что все действо сводится к тому, что на вынесенных прямо на авансцену ступенях перед большим экраном артисты, изредка меняя позиции и выходя в зрительный зал, перебрасываются стихами.

Как почти всякая крупная драматическая поэма, "Нурофеновая эскадрилья" по качеству текста неровная, в ней есть и вполне проходные эпизоды, и совершенно замечательные развернутые куски, и исключительно точные (по-блоковски, а если брать творчество Родионова в целом, то в литературе столетней давности он намного прочнее связан с Блоком, нежели с тем же Маяковским) отдельные поэтические формулировки вроде лишь отчасти ироничного призыва "товарищ, оскорбляя верующих старушек, не забывай, что ты поэт" - которому и сам Родионов, по возможности, следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments