Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Хуан Миро и авангард 1920-х годов в ММСИ

Выставка авангарда из Самарского музея, оказывается, работает не в основном здании на Гоголевском, а в пристройке, но по тому же практически адресу - мы сначала не разобрались и удивлялись, куда она делась, если должна работать до июля. А выставка самарская - высокого класса. Даже неподписанные работы неизвестных или малоизвестных художников - интересные, запоминающиеся. Кто такой, например, Адливанкин? Никогда про него не слышал, а три представленные портрета его работы - один лучше другого. Много и авторов с громкими именами, начиная с Малевича - одна, правда, работа всего, но крупное кубистское полотно 1913-1914 гг. "Жизнь в большой гостинице". Зато Ольга Розанова представлена сразу тремя вещами того же периода - "Пожар в городе", "Постройка дома" и прелестный, хотя самый маленький из трех по размеру, "Бульвар" с изображением гуляющей дамочки, плюс один симпатичный абстрактный живописный этюд Веснина. Коллекция не концептуальная, составлялась в свое время по принципу "из того, что было", но каждый отдельный предмет заслуживает внимания. Два ранних и очень ярких, в машковском духе, натюрморта Самохвалова - прекрасные. Великолепные пейзаж Лентулова, неплохой, хотя обычный, Кончаловский, одна картина Рождественского, две и просто чудесные - Кравченко, "Корольковские дачи" и изумительный "Розовый дом". Художника Якулова больше знают как модель - благодаря хрестоматийному портрету Кончаловского, а здесь самая большое по размеру произведение на выставке - собственная якуловская "Фантазия" 1910-х годов, полуфутуристический-полустаринный городской пейзаж, впрочем, не особенно выразительный. Как и "Погребение Христа" Бориса Григорьева - не самая, мягко говоря, выдающаяся его картина. А вот на чудесную "Девочку в розом платочке" 1917 года в жизни не подумаешь, что это тщательно выписанное и относительно традиционное по тематике и стилистике произведение принадлежит Давиду Бурлюку, если б не подпись в пол-холста.

Жалко, что мало времени осталось на авангард из Самары, потому что слишком долго проторчали на Миро по соседству, а он того не стоил. Точнее, Миро стоил, но не в таком виде. Неплохая, в принципе, экспозиция, но, во-первых, не открывающая в художнике ничего нового (ни одна их представленных работ по уровню не дотягивает до того Миро, которого можно видеть по чуть-чуть в европейских музеях, при том что, безусловно, в сравнении с позорищем, когда в ГМИИ выставлялись с десяток листков графики Миро майоркского цикла, нынешний проект просто супер), а во-вторых, небесспорно структурированная. Разбить ее на тематические разделы "Голова", "Птица", "Персонаж", при том что номинально присутствуют произведения самых разных периодов творчества художника - ошибочное, по-моему, решение, именно в силу того, что для Миро, и это на каждом шагу подчеркивается к экспликации, не существует разницы между головой и телом, птицей и женщиной, персонажем и пейзажем - формы подвижны, проникают друг в друга. Для того ли, чтоб это наглядно продемонстрировать, разделам даны соответствующие заглавия - не знаю, но результат, кажется, достигается обратный. В итоге наиболее выигрышно смотрится скульптура - ее достаточно много, но залы ею не перегружены, вещи интересные, разнообразные. Живопись и графика хотя и преобладает по числу предметов, куда менее яркая, при том что в наличии и большие полотна (особенно хороша "Птица в пейзаже"), и скромные графические, и книжная иллюстрация (немногочисленная, связанная с изданием "Короля Убю" Жарри), и в длинных витринах под стеклом рисунки на многометровых бумажных лентах. Выставка дает понятие о том, что за художник Миро, если знакомишься с его творчеством впервые, но если такое понятие у тебя уже сложилось, проект кажется недодуманным и скудным, все эти витрины с игрушками и масками по авторским эскизам, макет дома на Майорке и уголок мастерской, как бы условно реконструированный - ну очень все наивно. Поскольку большинство работ "без названия", не всякий раз доходят руки (в смысле глаза) прочитать каждую этикетку, а ведь на некоторых изложена целая сюжетная программа: "Женщина с растрепанными волосами из-за птицы на рассвете" или "Радость девочки перед солнцем. Стая птиц с первым лучом рассвета. Голова" (все это поздние работы, которые на выставке явно преобладают). На самом деле, конечно, Миро интересно разглядывать подолгу и не заморачиваясь на контекст - тогда из абстрактно-сюрреалистических композиций проявляются фигуры антропо- и зооморфные, забавные персонажи с крылышками, рожками, глазками... А проект рассчитан скорее на информационно-культурологический, "просветительский" (чего лично я ужасно не люблю) посыл, слишком много пояснений, текстов, цифр - при не таком уж большом объеме собственно творчества художника.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments