Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Михаил Плетнев и Николай Луганский, РНО в БЗК: Чайковский, Шостакович

Плетнев не боится программ настолько "неблагодарных", да и чего Плетневу, с его отношением к публике, бояться? Заигранный вхлам 1-й концерт Чайковского они с Луганским сумели исполнить если уж не как впервые, то, по крайней мере, без характерной для этого произведения и особенно для некоторых пианистов, чтоб не поминать их лишний раз всуе, дешевой аффектации, без циркового трюкачества - просто, чисто, в некоторых моментах даже меня, при аллергии на такую музыку, тронуло. На бис Луганский играл... вот не знаю точно, что именно, но почему-то мне показалось, что это была "Поэма-сказка" Метнера, только не целиком, а фрагмент с двумя эпизодами на главную, хотя Луганский вроде бы к Метнеру особо не расположен, так что я, видимо, ошибся, и это была какая-нибудь чайковско-рахманиновская вещица. А во втором отделении - 12-я симфония Шостаковича, "1917 год", задачка еще труднее. Я никогда не слышал ее в живом концерте - в 90-е годы не исполняли, поскольку сочинение откровенно заказное, еще и с посвящением Ленину, сейчас, когда кругом православие-самодержавие и прочая стабильность, оно и подавно с его революционной героикой не ко двору, когда б Сталину посвящена - другое дело. Да и сама музыка, в общем, поверхностная, неискренняя, пафос ее вымученный, драматизм наигранный, только в некоторых редких моментах, особенно в первой части, "Революционный Петроград", слышен подлинный голос композитора, не просто живописующего звуковые иллюстрации к пропагандистским клише, но с исторической дистанции размышляющий о давних, нуждающихся в критическом осмыслении событиях. Вообще поздние симфонии Шостаковича, начиная прям-таки с хрестоматийной 7-й и за исключением, пожалуй, 10-й - такие же вульгарно-иллюстративные. В 12-й присутствует еще и какая-то совершенно неуместная напевность, грошовый мелодизм. Плетнев все делал, конечно, аккуратно, и с точки зрения чисто познавательной интересно - весь этот симфонический цикл "Революционный Петроград", "Разлив", "Аврора", "Заря человечества" - вряд ли станет популярным концертным произведением в ближайшее время, а разок-то послушать стоит. Но тут два аспекта - с одной стороны, тема, заведомо ограничивающая возможности исполнения, с другой - характер и качество собственно музыки, которая и при самом вдумчивом, бережном, как у Плетнева, подходе оставляет в сомнениях, имеет ли смысл к ней обращаться хотя бы изредка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments