Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

братья и сестры

После открытия "Гоголь-центра", точнее, выложив в длинную февральскую ночь свои кое-как сформулированные впечатления от увиденного там -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2479728.html

- получил еще до рассвета письмо от Аннушки Шалашовой - около полугода перед тем она при всякой встречи делала вид, что меня не знает, а тут и имя вспомнила, и адрес разыскала. Послание краткое и емкое, стоит процитировать его дословно и полностью: "На пороге нашего театра видеть вас не хотим. Выведу лично". Звучит особенно трогательно, если помнить, как Серебренников в интервью рассказывал про угрозы в свой адрес и даже предоставлял фотографии грозных смс с дисплея мобильника - интересно, в курсе ли Кирилл Семенович, что его официальная помощница сама рассылает письма угрожающего содержания, причем даже не от себя лично, но как бы от его имени и от имени руководимого им заведения? За прошедший период не предоставилось случая спросить, да и пока шла "Золотая маска" внахлест с "Весной священной" в Большом, не было возможности откликнуться на столь любезное Аннушкино приглашение и посетить "Гоголь-центр" снова, а между тем как с конвейера начали там сходить анонсированные премьеры. Рецензий не очень много, зато сплошь положительные, да и как иначе, если не пускать никого, кто мог бы отозоваться об увиденным с недостаточно высокой степенью восторженности? Даже любопытно стало, что за шедевры выпекаются в промышленном количестве посреди зоны Курской аномалии. Но чтоб нам с Аннушкой друг за друга было спокойнее, не стал никого тревожить понапрасну, а просто взял и купил билет в кассе, самый дешевый, за 1000 рублей, в 11-й ряд амфитеатра. Это еще, кстати, к вопросу и о ценовой политике "Гоголь-центра" тоже - Кирилл Серебренников раньше много выступал по поводу того, что студенту или другому малообеспеченному человеку, дескать, трудно попасть в МХТ на его великие спектакли, очень уж дорого, на некоторые до 7000 доходит. Что, в общем, справедливо замечено, хотя самые дешевые билеты в МХТ стоят намного меньше, чем в "Гоголь-центр", и при том что за эти деньги там зритель видит Константина Хабенского, а не Никиту Кукушкина - ну да я между прочим сказал, не про МХТ речь. Врать не буду - я не сам платил, у меня таких деньжищ нету, а если б и завалялись, я б им точно нашел для них более рациональное употребрение, чем покупать билеты в "Гоголь-центр". Однако среди моих знакомых есть человек, убежденный, что мне увидеть русифицированную театральную версию "Рокко и его братьев" Висконти было крайне необходимо - он и меня убедил, подкрепив дополнительным аргументом в размере означенной суммы. Кстати, кассовый чек при покупке в театре выдать отказались, несмотря на все требования - видимо, теперь в государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы "Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя", как официально именуется "Гоголь-центр", билеты не продают, но обменивают на добровольные пожертвования в заранее оговоренных размерах.

В общем, на пороге "Гоголь-центра" я появился с чистой совестью и билетом в кармане. Но едва я скромно устроился на скамеечку в углу рядом с книжным магазином, как на меня спикировала черной вороной Аннушка. "Слава, вы не записаны!" Ну да, говорю, я билет в кассе купил. "Отлично!" - только и сказала, махнула черным крылом, пробежала снова мимо. Спустя несколько минут появляется девица с фотоаппаратом, как бы случайно меня снимает и проходит - ладно, думаю, может для хроники "Гоголь-центра" всех фотографируют, но дальше гляжу - уж больно странно, ни Павла Табакова не снимают, ни Дмитрия Волкострелова, на худой конец - а меня-то зачем? Может, и незачем, а может, и есть зачем. Конечно, и то, что я приперся больше чем за час до начала спектакля, что маячил перед глазами, и что стоял в толпе студентов-бесплатников вместо того, чтоб по законному билету сразу пройти в зал, какая-то доля сознателей провокации с моей стороны присутствовала, каюсь - но следовало же довести затеянный эксперимент до конца. И не напрасно, как оказалось. Близится третий звонок, по билетам все прошли, сейчас начнут пускать входников - а ко мне приближается еще одна незнакомая мне девица: "Можно увидеть ваше приглашение? На чью фамилию? Кто заказывал?" И ведь кругом - толпа, а вопросы - лишь ко мне возникли, значит, это ж-ж непроста, и девушка, представившаяся "администратором по работе со зрителем", видит меня впервые - значит, не по собственной инициативе нападает, натравили, стало быть, а кто - ну понятно, кто: мать-начальница, сестра-хозяйка.

Самое забавное, что Аннушку при всех ее закидонах я не могу возненавидеть - не получается, сколько ни пробовал. В отличие, кстати, от многих ее коллег (есть одна такая, например, которую коллеги из других московских театров за глаза называют "завлит с лицом убийцы") - к огромному числу профессионалов, не сделавших мне ничего плохого, я не могу преодолеть своей ни на чем объективно не основанной антипатии, зато Аннушке на свой лад сочувствую и, сдается мне, хорошо ее понимаю. Я же ведь и сам точно такой же, как она, ущербный: мелочно-злопамятный параноик, с переменчивым настроением и непредсказуемыми реакциями, смертельно упертый в свои комплексы и предубеждения. Тем более, что сравнительно недавно Аннушка ко мне вроде терпимо относилась, без особого расположения, но нормально, ровно. А потом ее в какой-то момент переклинило, и я не могу понять, в связи с чем, каков повод, или, как говорили мои знакомые, которым я давал читать нашу с ней переписку (я на последнее письмо ее ведь ответил - более развернуто и спокойно, чем она написала), "откуда такое ожесточение?" Неужели госпожа Шалашова в глубине души до такой степени убеждена, что вся продукция "Гоголь-центра" - полное говно, что находит возможным допускать к ней только проверенных, ответственных товарищей, умеющих и про говно написать по-доброму? Вероятно, опасение такое не лишено оснований, но я, ей-богу, всегда готов увидеть шедевр или хотя бы приличное, на что-то похожее зрелище, и первым прийти в восхищение, только покажите - не показывают же.

Боюсь, однако, как бы моя мания преследования не переросла в манию величия - но куда деваться? Я привык себя считать персоной незначительной, маргинальной, и мне в этом статусе вполне комфортно, но когда начинают донимать, доставать, докапываться, то помимо вопроса "что же сделал я за пакость?", возникают и другие. Например, в своем ли уме человек, который, будучи при какой-никакой должности, позволяет себе нечто несуразное, неадекватное, да и, в конце концов, непрофессиональное. Вот и выходит по факту, что в "Гоголь-центре" так называемая "работа со зрителем" состоит в том, чтоб лохам впаривать фуфло втридорога, приближенных особ привечать, чтоб продолжали наводить на лохов морок, а всех прочих - держать и не пущать. Ну что же, по-своему разумная политика - вот только с благодушными программными заявлениями худрука едва ли соотносится.

К моему искреннему сожалению, собственно спектакль не дает повода для столь же ярких переживаний, как организационный процесс вокруг него и деятельности "Гоголь-центра" в целом. Плоская дурненковская инсценировка механически переименовывает персонажей "Рокко и его братьев" в Казана, Тюху, Обмылка и Хоббита, а события фильма переносит в Россию, лишенную при этом каких-либо конкретных примет реального времени, реального пространства и реальной жизни в них - туповатые приколы про Ходорковского не спасают. Действие разыгрывается в основном внутри частично обнесенного металлической сеткой ринга-восьмигранника, иногда за периметром, значительная часть хронометража уходит под пение караоке. Режиссерски "Братья" - опус еще более беспомощный, чем драматургически; в кино Мизгиреву не удается (до сих пор не удавалось - ни в "Кремне", ни в "Бубне", ни в "Конвое") выстроить картину как завершенное целое, но по крайней мере он умеет набросать отдельные штрихи, способные затронуть, хотя бы задеть зрителя, а театральное его сочинение - вещь полулюбительская-полуученическая. Фальшь артистов нестерпима, прежде всего в эпизодах, предполагающих выплеск энергии, в сценах, имитирующих бои без правил, или в драматичных объяснениях братьев - вместо драматизма здесь только кривляние. Риналь Мухаметов еще ничего - тоже не Ален Делон, но хоть на что-то да похож. И Виктория Исакова в роли Нади неплоха. Остальные и остальное - невыносимая натуга. Когда говорят без микрофона - не слышно, в микрофон - непонятно, речью-то владеть студентов не научили. Я старался несмотря ни на что сохранять остатки объективности и не впадать в пристрастность - никто не обязан меня любить, тем более великие режиссеры, артисты, художники, а их помощники и подавно, но это не должно мешать им творить искусство. Ну вот не сумел разглядеть ни величия, ни мало-мальской значительности в "Братьях", как ни старался - пустейшая поделка, не более того. Зато какой ажиотаж искусственно создан вокруг "Гоголь-центра". Немудрено, учитывая, что всякого пишущего человека, подозреваемого в нелояльности, грозят не пускать на порог.

Сколь несостоятельным не показал бы себя проект "Гоголь-центр", я остаюсь при убеждении, что это в любом случае лучше того, что было в Театре им. Гоголя под руководством Сергея Яшина. Другое дело, что Яшин не претендовал на многое, сидел себе тихо, а "Гоголь-центр" претендует и шумит, братцы, шумит, авансов ему (не только финансовых, меня это не касается, мой вклад - тысяча рублей, и та чужая) роздано без счета, а культурная "платежеспособность" заведения чем дальше, тем больше вызывает вопросов уже и у изначально благожелательной общественности. Да и я ведь не враг Серебренникову - врагом ему меня делает "безумная Анна" в силу одной только ей ведомых соображений (и не меня одного, между прочим). Просто не рад я, видя на клетке надпись "буйвол", а внутри - слона, обманываться сам и дураков из окружающих делать - пускай я заблуждаюсь, но это мое собственное заблуждение, не навязанное и уж подавно не проплаченное.

Особую благодарность выражаю спонсору моего культпохода T.F.G. Билет завещаю Бахрушинскому музею. И до следующих встреч в "Гоголь-центре". Однако я вот подумал - стоит мне, наверное, в размере стоимости билета по номиналу еще и гонорар в будущем просить, не забесплатно же проходить через такие испытания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments