Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Весна священная", Танцтеатр Вупперталь Пины Бауш в Большом

Документальное видео с репетиций "Весны священной" (уже после премьеры, запись 1987 года), причем только одного короткого эпизода и только с одной солисткой, безусловно, дополняло спектакль очень кстати - но, в принципе, достаточно было 3-5 минут вместо 45, благо не так давно в прокате шла "Пина", где "Весне священной" Вендерс уделил куда как много внимания. А спектакль, пусть и продолжительностью менее часа - произведение вполне самодостаточное, чтобы составить без всяких "довесков" полноценный театральный вечер. Фестиваль "Весна священная", который придуман и проводится Большим театром - явление значительное во многих отношениях (еще и роскошный альбом, посвященный 100-летию "Весны" выпущен - очень уж дорогой, правда, за 2000 продается), н самое в нем замечательное, по-моему, возможность сопоставить хотя бы две такие выдающиеся и знаковые хореографические версии, как спектакли Бежара и Бауш - равновеликие вне всяких сомнений, и тут уж дело вкуса, что кому ближе, что больше нравится. Лично мне, конечно, Бежар - у меня предпочтения вполне демократичные, а постановка Бежара, что не отменяет ее гениальности, во многом проще - и по пластическому языку, и по драматургической концепции, ну а в сравнении с "Весной священной" Бауш бежаровский спектакль еще и смотрится "гламурненько так". У Бауш - земля на сцене, и грязь, безжалостно размазанная по телам танцовщиков. Зато сходство структурно-композиционное налицо: спектакль Бежара открывает мужской кордебалет, затем его сменяет женский; постановка Пины Бауш начинается с выхода женской части труппы, потом к ней присоединются танцовщики. При этом оба великих хореографа отталкивались от музыки Стравинского, но музыкальная драматургия партитуры балета амбивалентна постольку, поскольку в ритуальном убийстве, а речь идет о нем, если не рассматривать его с позиций гуманистических, неразделимы добро и зло, жизнь и смерть, это явление в буквальном смысле "по ту сторону добра и зла". Но хореографы второй половины 20-го века эти категории все же разделяют, и если для Бежара интереснее жизнь, то для Бауш здесь важнее смерть. У Бежара - "пробуждение весны", у Бауш - "осень нашей весны", у Бежара - энергия влечения и соединения, у Бауш - насилия и распада, у Бежара - оргия, у Бауш - агония. Красное платье-сарафан, которой становится чем-то вроде "жребия" при выборе жертвы в этом мощном, но мрачном и совершенно безрадостном обряде. Страх, боль и сомнительная честь, от которой невозможно отказаться - не дари мне, мама, красный сарафан.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments