Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ленька Пантелеев. Мюзикл" К.Федорова в ТЮЗе им. А.Брянцева, СПб, реж. М.Диденко, Н.Дрейден

Несмотря на присутствие в названии спектакля жанрового подзаголовка "мюзикл", в конкурсе "Золотой маски" постановка проходит по номинации драматической - этим объясняется удивившее меня поначалу обстоятельство, что в один день с "Ленькой Пантелеевым" показывали астраханскую "Пиковую даму". Ну жюри-то их смотрели разные, а нам хотелось, конечно, поспеть и туда, и сюда (а еще и на Слаткина в КЗЧ, и на закрытие фестиваля Ростроповица в КЗДС) - после сомнений и тягостных раздумий я остановился на ТЮЗе им Брянцева. Однако на крыльце театра им. Пушкина мне за четверть часа столь ярко в лицах изобразили, как выглядит "Пиковая дама" Астраханской оперы, что я засомневался, верно ли поступил: говорят, ничего более нелепого и убогого оперные сцены мира еще не видывали, петербургский сюжет перенесен в сюрреалистический мир полотен Магритта, и особенно незабываем момент во втором акте, когда у Германа (Михаил Векуа, приглашенный из МАМТа) раскрываются перепончатые магриттовские крылья за спиной, точнее, должны раскрываться, потому что астраханская техника дает сбой и все это выглядит просто уморительно, равно как и уплывающая в третьем акте по Канавке утопленница Лиза в розе. Но, может, московские представления прошли без скрипа и не так уж весело, а значит, я ничего не потерял. "Пантелеева" же посмотреть стоило, хотя бы местами, при том что я честно высидел почти три с половиной часа от начала до конца.

Придуман "Ленька Пантелеев" занятно, ничего не скажешь. И лучше быть в курсе заранее (я знал, но не осознавал до конца, признаюсь), что к популярной в советское время детской книжке и тем более автору ее опус отношения не имеет практически никакого. Более того, сюжет питерского "мюзикла" взят вовсе не из родной литературной или культурной мифологии. История петроградского налетчика Леонида Пантелкина, работающего под пседонимом Ленька Пантелеев и разгуливающего с красной звездой на спине вместо бубнового туза - это "Трехгрошовая опера" Брехта или, если угодно, ее прототип, "Опера нищего", транспонированная в условную постреволюционную Россию, место и время - Петроград 1922 года.

Не хочется никого обижать, огорчать и тем более обвинять (ни в коей мере не подозреваю деятелей "АХЕ" в плагиате), но задолго до них похожую операцию проделал с пьесой Горького "На дне" Борис Бланк, переселивший ночлежников аккурат в тот самый, на стыке военного коммунизма и НЭПа, 1922 год, с удручающим в конечном счете результатом, способным кого угодно поразить воинствующей безвкусицей и отсутствием элементарной художественной логики в предложенном к первоисточнику подходе, но никем, разумеется, не замеченном - играли спектакль под названием "Русский шансон", позднее переименованный в "На что мне совесть?" (это не добавило ему ни популярности, ни кассовых сборов, ни эстетической ценности подавно) в театре Киноактера, куда не ступала нога критика, не говоря уже об экспертном совете "Золотой маски", но я его, так случилось, видел, и на что стоит обратить в связи с "Ленькой Пантелеевым" особое внимание - у Бланка тоже городской фольклор 1920-х годов разбавлялся Брехтом-Вайлем, Мэкки-ножом и прочими трехгрошовыми радостями:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1899182.html

Впрочем, "Леньке Пантелееву" вместе с общими для "эпического" театра установками, обращениями в зал, зонгами и т.п., от "Трехгрошовой оперы" Брехтадостался и непосредственно сюжет. Ленька - реинкарнация Мэкки-Ножа, бывшей красноармеец, переквалифицировавшийся в криминального короля, он женится на дочери "короля нищих", но продолжает ходить к старым приятельницам в бордель, а еще дружит и после гражданской войны с бывшим товарищем по Красной Армии, ныне руководящим Петроградским уголовным розыском Виктором Смирновым. В то же время музыкальный материал "Леньки Пантелеева" сформирован вовсе не на творчестве Курта Вайля. Когда современный театр, и особенно в жанре мюзикла, обращается к периоду 1920-х годов, в ход идут, как правило, уличные песни, городские романсы, нэпманские шансонетки, и здесь даже неважно, упомянутый ли это опус Бориса Бланка, давнишняя "Гадюка" Колкера или свежайшие "Растратчики" Леонидова, кладезем для цитирования либо стилизации становится более-менее стандартный репертуарный набор. "Ленька Пантелеев" - не исключение, в дело идут "А я милого узнаю по походке", "По приютам я с детства скитался", "Там вдали, за рекой", конечно же, гениальные "Бублички", а также шлягеры Леонида Утесова "Пароход" и "Мишка, Мишка, где твоя улыбка" (только здесь - "Ленька, Ленька..."), что вкупе с некоторыми другими анахронизмами по отношению к 1922 году, когда номинально происходит действие (то речь заходит о пятилетке в четыре года, то звучит фраза "любовная лодка разбилась о быт), подчеркивают, с одной стороны, внеисторичность данной фантазии на заданну тему, с другой, принципиальное (хочется думать, во всяком случае, что осмысленное) для автором нежелание разделять 1920-е и 1930-е годы, хотя, если подходить строго исторически, это разные совершенно эпохи. При этом переаранжированы, и довольно удачно, ретро-хиты в духе, близком к питерскому музыкальному андеграунду 1980-х годов, надо полагать, милому сердцам "АХЕ", работавших над проектом. То же касается и оформления, и общего режиссерского решения, где соседствуют, с одной стороны, конструктивистские элементы, отсылающие к Родченко и Поповой (а на свадьбу короля налетчиков Леньки и дочери короля нищих Полины сообщники преподносят молодым "Черный квадрат" Малевича в золоченой раме), с другой - пародийные шествия физкультурников, живые пирамиды, агитационные бригады. Все это воплощается в по-мейерхольдовски острых, выразительных до вычурности мизансценах.

Концептуально, теоретически, на уровне заявки далекие друг от друга культурно-исторически, хронологически, да и географически эпический театр и пролеткультовский балаган, Утесов и ленинградский рок-н-ролл, Мейерхольд и Брехт взаимодействуют плодотворно. На практике выходит неровно, во втором действии, а прием становится очевиден и исчерпывает себя задолго до антракта, откровенно скучно, плоско, грубо, навязчиво. Ленька Пантелеев превращается вдруг из не лишенного бандитской романтики налетчика в идейного борца с режимом, диссидента-интеллектуала, он принимается дискутировать, а то и проповедовать. Хотя влюбленная Полина еще раньше, чем нон-конформистская сущность бывшего красноармейца, подавшегося в налетчики, становится очевидной, говорила: "Ленька - никакой не бандит, он просто думает о счастье всего человечества. Надоедавшая на протяжении всего действа символическая фигура в жутком костюме под конец оказывается, если я правильно уловил эту мысль постановщиков, чем-то вроде "души" Леньки - выглядит его "душа" как анорексичная, ближе к финалу полуголая девушка с ведрами, словно подсмотренная режиссерами у бывшего земляка Адасинского. А условные советские 1920-е не слишком навязчиво, но и не особенно убедительно ассоциируются с конкретными событиями нашего времени, когда в моду вошли оппозиционеры-уголовники, доходит и до стишков типа "всего надежнее госслужба, и взятка крепче чем любовь.

Сводить задним числом счеты с советской властью авторы тоже не забывают - бандитская, мол, власть, а Ленька - герой, борец с системой, раз супротив нее попер, и забавно, что выстраивая свое сочинение на брехтовском фундаменте, его создатели прилагают антикапиталистическую в своей идеологической подоплеке театральную форму к осуществившейся марксистской утопии, выворачивая таким образом политический пафос первоисточника наизнанку, но точо так же, не вынося никаких уроков из истории 20 века, продолжают думать "о счастье всего человечества". Характерная фарсовая развязка - собственной персоной Ленин приносит Леньке по случаю 5-летия Великого Октября официальное "помилование" - заменяет смертную казнь через повешение смертной казнью через расстрел и с криком "у'а, това'ищи!" указывает, укладываясь на катафалк, верную дорогу - на Красную площадь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment