Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Умба, как она есть: "Долгая счастливая жизнь" реж. Борис Хлебников в "Пионере"

Несколько лет назад Хлебников с Родионовым представляли на "Любимовке" документальную пьесу "Сельское хозяйство" - смутно помню, потому что послушал тогда несколько первых минут и убежал куда-то, но вроде там было про свиноводство и с наглядным пособием в виде схем на ватмане. Мне это показалось в любом случае смешным, однако в "Долгой счастливой жизни", не то что в гениальной, по-моему, "Сумасшедшей помощи" или милой безделушке "Пока ночь не разлучит", совсем нет ничего смешного, во всяком случае, иронического подтекста авторы определенно не закладывали. В этом смысле новый фильм Хлебникова-Родионова ближе к их "Свободному плаванию", только теперь уж точно - "приплыли".

Александр Сергеевич (Яценко) продал магазин и взял кредит под фермерское хозяйство. Но что-то с документами не совсем чисто, или просто решили землю оттяпать - короче говоря, предлагают крестьянам компенсацию, и чтоб выметались. Сергеич поначалу даже не против, но поселяне и поселянки поднимают бунт, готовы с охотничьями ружьями отстаивать свое право на землю и на труд. Тут самое интересное, что Сергеич, человек не совсем местный и более развитый интеллектуально (хотя у Родионова пейзане все говорят нарочито "простонародным слогом", но речь главного героя все равно выделяется приподнятой лексикой и общим пафосом: "я поднимаю деревню, я инвестирую в труд" и т.п.), и инициатива сопротивления поначалу исходит не от него - он, сожительствуя к тому же с секретаршей, готов согласиться на копмпенсацию, да не может подвести своих людей, хотя и сам удивляется: "У меня народ че-то очень сильно захотел работать - может привыкли?" Естественно, очень скоро выясняется, что народ так просто покричал и охотничьими ружьями помахал, а дальше - один починил трактор да и свалил вместе с ним, другому (персонаж Александра Алябьева, который и в фильме носит ту же фамилию для пущей достоверности) "рыбарить" надо с отцом, у третьего - девушка, четвертого (Евгений Сытый) жена пилит и он предпочитает завербоваться в Карелию. И когда доходит до настоящей драки, Александр свет Сергеевич остается с начальством гражданским, партийным и милицейским один на один, успевает проломить голову и пострелять, а дальше - тишина.

Заранее понятно, что название фильма следует понимать с точностью до наоборот, но даже если отбросить эпитеты - это вообще не жизнь, то, что происходит с персонажами картины, не человеческое существование. Съемки проходили в поселке Умба (вот название так название, а не то что "долгая", "счастливая" - умба и есть умба), жители его участвовали в проекте типа как актеры, ну и молодцы, подзаработали немножко. Для режиссера же, наверное, эта история что-то значит. Слава Богу, Хлебников (кого еще ради я заставил бы себя подняться на утренний пресс-показ в "Пионере"!?) с его умом и талантом не способен в принципе соорудить что-нибудь типа фильма Светланы Басковой "За Маркса!", где просвещенные рабочие, насмотревшись Годара и наслушавшись лекций об эстетике Брехта, организуют независимый профсоюз:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2344270.html?mode=reply#add_comment

у Хлебникова революционное движение в отдельно взятой Умбе моментально сходит на нет и вроде бы у режиссера со сценаристом нет на сей счет серьезных надежд. Иллюзии о сознательном пролетариате здесь подвергаются жесткой ревизии. Но остается грусть - мол, неправильно как-то все. Почему, собственно, неправильно? Интеллигентам больно от этого, все бы им за народ печалиться - а народу все равно, ничего не больно, курица довольна, ему хорошо и так, что хочешь с ним - то и делай. Вот за что сражалась героиня Фэй Данауэй в "Оклахома, как она есть" Стэнли Крамера - вопросов не возникало. А землеройкам из Умбы за что бороться? Хорошо еще, что фильм, по крайней мере, честно и художественно убедительно констатирует очередной крах идеалов "общинного социализма" - вековечной мечты интеллигентов-народников, печальников земли русской, которые землю эту видали только в цветочных горшках да еще разве что на Новодевичьем кладбище.

Да, нету единства в рядах трудящихся. Выражаясь старомодно, в произведении отразилось разочарование прогрессивно настроенной интеллигенции в протестном энтузиазме широких масс - именно в силу художественного, а не чисто идеологического (как у Басковой) подхода к теме проблематика "Долгой счастливой жизни" оказывается шире, универсальнее никому сто лет не интересных крестьянских бед, и значительнее, чем, может быть, думалось его создателям. Ну а герою, который все понимает, но не может поступиться принципами, остается действовать по программе, описанной в "Кошкином доме" Маршака: "и ковров ты не спасешь, и сама ты пропадешь".

Главное, чтоб Хлебникову не ударило теперь в голову отправиться с кинопередвижкой по деревням просвещать пейзан, Годара им крутить и про Брехта рассказывать - вот бы людей насмешил. С такими фильмами и с такими мыслями совсем в другую сторону надо ехать, в Берлине уже побывали, но чем дальше - тем лучше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments