Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кто вернется - долюбит" реж. Леонид Осыка, 1966

Какой же был Борис Хмельницкий молодой - мне довелось иметь с ним дело в начала 2000-х по профессиональной надобности, но тогда он старательно сохранял образ "робингудовский" и понятно, почему - за счет него жил, практически не работал как актер, зато охотно участвовал в разных бизнес-акциях за отнюдь не скромные гонорары, или просто за 3-4 тысячи долларов ходил на банкеты к богачам, покушать, тост сказать и получить денег больше, чем за месяц имел бы в театре. Но я никогда не видел этого фильма, где в Хмельницком ни будущий Робин Гуд, ни тем более генерал песчаных фуршетов не угадывается. Его герой - солдат времен начала войны, образ обобщенно-символический, и сам фильм - не история, не драма, а, сказали бы сегодня, изощренно выстроенный по картинке клип. Солдат после гибели сослуживцев двигается к партизанам, по дороге встречая разных людей. Один и тот же это персонаж или мифологический архетип (реальный должен был двадцать раз погибнуть на такой дороге) - неважно, изначально вроде бы речь в сценарии шла о нескольких героях, но режиссера заменили после того, как отсняли значительную часть материала, а Осыка начал работу заново, с чистого листа. Кстати, перебирая фильмографию режиссера, я обнаружил, что видел более позднюю его работу "Этюды о Врубеле", сделанную уже в начале 90-х - и там, оказывается (я этого уже не помнил, конечно) Борис Хмельницкий тоже снимался в роли друга художника. Но "Кто вернется - долюбит" для Хмельницкого фактически дебют в кино (фильмография указывается на участие Хмельницкого в "Войне и мире" Бондарчука годом ранее, но непонятно, в какой роли, должно быть, в массовке или незначительном эпизоде), тут он совершенно безбородый, еще и поэтому так трудно его узнать. Вот Брондукова видно сразу, хотя роль у него крошечная. Еще в одном эпизоде появляется Игорь Ясулович, более похожий на себя в нынешнем возрасте, но кто конкретно есть его персонаж - непонятно, как и главный герой, он тоже поэт, однако уклоняющийся от прямого участия в вооруженном противостоянии, усматривающий свою миссию исключительно в творчестве - и явно режиссером за это осуждаемый, хотя сегодня именно позиция персонажа Ясуловича вызывает наибольший интерес. Режиссер, впрочем, всю драматургию фильма строит именно на том, что герой - поэт и воин одновременно, оттого картина начинается со сцены на кладбище, где среди могильных плит одна остается пустой, на ней как бы можно выбить любое имя, постоянно звучат за кадром голоса реальных матерей погибших солдат, а главное - стихи т.н. "поэтов-фронтовиков", Семена Гудзенко - на русском, и еще одного автора, имя которого мне, к сожалению, ни о чем не говорит - по украински. Так что "Кто вернется - долюбит" по сегодняшним понятиям - скорее поэтический киноперформанс, чем фильм, но именно в Украине и прежде всего на студии им. Довженко в 1960-70-е годы это направление активно и небезынтересно развивалось.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments