Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ночной портье" реж. Лилиана Кавани, 1973

Когда смотрел в подростковом возрасте, фильм казался интересным - но тогда ведь как было: говорят - шедевр, сидишь и веришь. Пересматривал с недоумением - какая пошлось и дешевка, чисто провокативная спекуляция на фашистской тематике, которой итальянцы грешили (и продолжают с мазохистским сладострастием) еще более грубо, чем немцы. Но даже Бертолуччи, которого я тоже не люблю, все-таки выше уровнем, а Кавани просто до неприличия вульгарна. Эти флэшбеки с пытками интернированных, прорывающиеся сквозь зарисовки из благополучной культурной жизни Вены 1957 года - какое убожество. Нелепый Дирк Богард, старая дура Шарлотта Рэмплинг (тогда еще, впрочем, не старая, но просто дура), и расхожие "антифашистские клише", сдобренные столь же спекулятивными мотивами гомосексуальности, которые здесь, в отличие от того же "Конформиста" Бертолуччи, ну просто не пришей пизде рукав. Недобитые нацисты изживают комплекс вины, избавляясь от свидетельств против своих давних преступлений, вспыхнувший заново роман между эсесовцем и заключенной, обреченно-трагический и ведущий к смерти обоих (символичной, конечно же, ранним утром, на мосту, он при полном параде - какая гадостная хрень!), плюс к тому она жена известного дирижера, и фоном для драмы становится классическая музыка - почему в число кинематографических вершин записывают по большей части вот такую претенциозную ерунду, а что-то действительно стоящее нередко пребывает в забвении? И особенно это касается итальянского кино, миф о котором - сплошной обман. Великая Анна Маньяни, например, намного интереснее у Марио Моничелли, чем у Висконти или Пазолини, а Эрмано Ольми и Дино Ризи намного тоньше и при этом проще всех своих именитых соотечественников вместе взятых, но сформированный когда-то исходя из непонятных сегодня предпосылок канон с годами не поддается ревизии, наоборот, окончательно превращается в священную скрижаль, в ковчег завета, и теперь уже не поймешь, где настоящий шедевр, а где случайно вписанная в хрестоматии поделка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment