Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Гроза" А.Островского, Костромской театр драмы, реж. Сергей Кузьмич

В школьном литературоведении "Гроза" проходит по номенклатуре "трудная судьба женщины в пореформенной России". То, что действие костромского спектакля разворачивается именно в России, в затхлом захолустье - это понятно с первого взгляда, а вот насчет исторического времени - обстановка конкретных примет эпохи лишена (если не считать таковыми, что пиво горожане пьют из двухлитровой банки, а рыбу на закусь, похоже, иной раз глушат динамитом, ну и в музыкальном оформлении фольклор соединяется с роком от группы "Би-2": "как одиноко на ближнем востоке неразделенной любви"), но абстрактно-этнографическими костюмами и говором исполнителей (вполне, может статься, и аутентичным) приближена к условно-сказочному берендееву царству из "Снегурочки" того же автора. Между "Грозой" и "Снегурочкой" есть очевидная логика вплоть до того, что смерть обеих героинь связана с водой, хотя одна утонула в реке, а другая сама превратилась в лужу, а в реку бросился несчастный жених. Так что "Гроза" нормально вписывается в языческий мир, где природа берет верх над человеком, где животное начало доминирует (вот и Борис несчастный вечно ходит с порванными штанами - собаки городские все ноги ему искусали и брюки безнадежно попортили). И в этом смысле выбор актрисы на роль Катерины можно считать оправданным - не хрупкая мечтательница, а дебелая дородная бабища.

В любом случае, на вылизанную музейно-туристическую Кострому, где я сам некоторое время назад потоптал землю Островского -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2095879.html?nc=2#comments

- Калинов костромского облдрамтеатра, раскинувшийся вокруг шеста со скворечником, похож мало. Тут и ряженые в харях таскают сумасшедшую барыню на носилках, которая в жестяной рупор предвещает всем геенну огненную, и покойная мама Кати бродит по набережной с лейкой мимо мостика с перилами, увешанными "замочками на верность" - потом решетка моста послужит еще и калиткой, которую Катерина отомкнет полученным от Варвары ключом, когда соберется на свиданку. А Кабаниха - милая на вид старушонка, напоминает Эру Зиганшину в спектакле Яновской, только не такая приторная, и о добре все толкует, о семейных ценностях, правда, то с молотком в руках, то с топором что наводит на подозрения.

Вообще "Гроза" Кузьмича сделана с вольной или невольной оглядкой (может режиссер и не видел вовсе) не только на мтюзовскую постановку Яновской (даже у Кулигина из Костромы такой же, как у персонажа Игоря Ясуловича, поменьше лишь размерами, агрегат для демонстрации электрических разрядов), но и на магнитогорский шедевр Льва Эренбурга, и в костромской версии тоже окунаются в реку, только не устраивают купания в настоящем мини-бассейне, а обходятся имитацией. Грязный целлофановый настил и навес и от природной-то грозы не спасут, а от человеческой подавно.

К сожалению, хоть и придуман спектакль небезынтересно, а исполнен средне. В нем много лишней суеты. Актерам не хватает энергии, и некоторые режиссерские находки оттого не срабатывают или даже дают противоположный запланированному эффект. Самый убойный прикол режиссер припас под конец - Кулигин своим электрическим аппаратом пытается оживить утопленницу, но лишь гальванизирует труп, да стораниями земляков и сам гибнет от разряда. Кстати, мотив тоже заставляющий вспомнить "Грозу" Эренбурга, но там Катерина оживала, причем для этого ей было достаточно камариного укуса, а здесь и электрошок не помогает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments