Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фундаменталисты" Ю.Йокелы в Театре.док, реж. Валерия Суркова

Режиссерски читка оказалась сделана просто, с использованием видеокамеры и экрана, а также монитора, куда выводятся записанные монологи пастора, "живьем" он выступает только в диалогах с партнершей. Актерски - неровно, пусть героиня должна быть слегка косноязычной и по замыслу драматурга, исполнительница в этом плане сильно "переусердствовала" (не хочется думать, что она просто мало подготовилась). Ну к читке технические претензии как-то неуместно предъявлять, пьеса ведь представляется.

Очень прилично, даже не ожидал, сконструированная пьеса, но как ни странно, строго выдержанная драматургическая форма восприятию скорее вредит, а необходимость соблюдать определенный, самому себе чересчур строго заданный композиционный канон автора скорее ограничивает. Что тем более досадно, поскольку речь о вере и о религии, тематике, вокруг которой создается нездоровый по большей части ажиотаж. Героев двое, один из них - пастор, предлагающий радикальное обновление христианства за счет отказа от всяческой мистики, а заодно и от всяческого морализма в пользу абсолютно релятивистского взгляда на Бога, на мир и, собственно, не совсем понятно, во что он сам верит, отвергая и Воскресение Христа, и бессмертие души, и существование ада, не говоря уже про Троицу, Святого Духа и проч., вторая - упертая сектантка, пытающаяся возвратить пастора к "вере истинной". Их связывает давнее знакомство, когда ему было 29, а ей 18, они вместе работали в постконфирматском летнем лагере, он как-то раз сделал ей массаж спины, и хотя не позволил себе большего, после этого девушка перестала с ним общаться, исчезла надолго и вдруг пришла с проповедью. После нескольких встреч выясняется, в частности, что она замужем за главой общины-секты "Живое слово", у них два ребенка, а до этого ей пришлось сменить множество профессий, однажды даже заниматься сексом за деньги, пережить запои и, главное, моменты ужасного отчаяния. Дела пастора тем временем идут в гору, его книга, где сформулированы реформатские идеи, хорошо расходится, он становится "звездой" ТВ, его зовут на ток-шоу, но, правда, и присылают письма с угрозами. Короче говоря, через несколько встреч после взаимных попыток обратить друг друга каждый в свою "веру" герои становятся любовниками, что не только отрывает женщину от семьи, но и приводит в психиатрическую лечебницу.

Ход с лечебницей, да и в целом все последние эпизоды как раз заставили меня думать, что формальное мышление руководило автором здесь в большей степени, чем размышления непосредственно о предмете. А предмет куда как интереснее, чем достаточно банальная история взаимоотношений двух людей, хотя и связанная с религиозными убеждениями, но все же скорее косвенно. и самые драматичные сцены пьесы, как ни парадоксально, представляют собой религиозные диспуты почти неверующего пастора с сектанткой фанатичкой, то есть интересны сами доводы, системы аргументов, которые при столкновении обнаруживают, что фундаментализм релятивистский, секулярный мало чем отличается, в том числе и стилистически (пресловутых "стилистических разногласий" не обнаруживается!) от обыкновенного мракобесия. А вот когда они от религиозной проблематики все глубже уходят в межличностную, вплоть до сексуальной - это кажется мелким, необязательным, и сама история "любви", если это можно так назвать, действующих лиц, не особенно увлекает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments