Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Легионеры", театр на улице Гертрудес, Рига, реж. Валтерс Силис

В формате т.н. "пострдаматического театра", о чем не без самоиронии объявлено в первых строках, разыгрывается на фоне четырех флагов, советского, нацистского и шведского с латвийским между ними "дискуссия с дракой", посвященная истории выдачи шведами латышских легионеров на растерзание русским в 1945-46 гг. Флаги прикрывают небольшой подиум, затянутый клеенкой - на нем двое артистов, представившись Карлисом и Калле, обольют себя свекольным соком из пластиковых бутылок и продолжат свой рассказ "окровавленными", перевоплощаясь из латышских патриотов в шведских и советских дипломатов-проституток, в трусливыхминистров, даже в несчастных немцев, но что-то высказывая и как бы напрямую от себя. Спектакль играли без перевода в основном на простом английском, который мне оказалось понять по силам, благо это не Шекспир (во всех смыслах), отдельные эпизоды - на шведском, немецком и латышском, да мне и на латышском не привыкать, недавно в Новом Рижском театре смотрел два спектакл Херманиса - ничего, не без потерь, но что-то понял:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2420933.html#cutid1

Откровенно пародийный образ "отца латышской культуры" и собирателя народных песен с накладной бородой Кришьяниса Барона, ближе к концу убивающего себя, и почти натуралистически достоверные, при всей условности антуража, легионеры, пространные цитаты из документов, реконструкции и моменты, которые необходимо было домыслить - это все обыкновенное для того самого "постдраматического театра" дела. Нехитрые приемы вроде того, что русский атташе Слепенков лепит из пластилина, а экстрадируемого в Россию немца партнер отрывает, цепляющегося руками из последних сыл, от подиума, оживляют несколько затянутые дуэты. И спектакль, если рассматривать его в этом аспекте, обыкновенный, не открывающий новых приемов, не шокирующий, но, спасибо, и не заставляющий помирать от тоски. Значительности ему придает сама теме - о теме, стало быть, и речь.

"Дискуссия с дракой" - такой жанровый подзаголовок завлекает, но если разобраться - удивляет. Какая может быть дискуссия о том, что одни цивилизованные люди отправили других цивилизованных людей на растерзание зверям? О чем тут могут дискутировать латыши? Русские же не дискутируют вообще ни о чем, они только гордятся своим прошлым, своей людоедской историей, в которой нет ничего, кроме преступлений против человечества - но никаких же комплексов, однако, не испытывают. Да ладно русские, от них ждать нечего. Но возможна ли, скажем, в Германии театрализованная (или обыкновенная, в печати ли, на ТВ) дискуссия с такой постановкой вопроса: искупают ли отчасти социальные достижения национал-социализма его катастрофические последствия? Или во Франции: правительство Виши - предательство или спасение? Никогда не слышал о подобном и уверен, что до конца жизни не услышу. А латыши считают возможным обсуждать, виновны ли шведы (которым, и именно вот уж кому другому, нацисты не сделали ничего плохого, отчего теперь Швеция на государственном уровне и комплексует как недостаточно пострадавшая) в том, что послали латышей в Россию на верную гибель, или они, помимо узко-корыстных политических интересов, руководствовались какими-то более заслуживающими уважения мотивами, антифашистскими хотя бы? Более того, под сомнением невинность жертвы самих латышей-легионеров, их трагедия, связанная с трагедией всего народа, всей страны гораздо более тесным образом, чем, может быть, представляется со стороны.

Нынешняя свобода досталась Латвии малой кровью, как и предыдущая, в конце 1910-х годов, поэтому, вероятно, латыши не готовы ее в полной мере оценить и сберечь, как не уберегли от русского нашествия в 1940-м. Поэтому, значит, и стала возможной сегодня тихая, неофициальная, но очевидная реоккупация Латвийской республики сегодня, поэтому и нет в Латвии четкого ответа на реальную имперскую православно-фашистскую угрозу, которая день за днем все меньше прикрывается за расхожей людоедской демагогией по поводу "защиты соотечественников" и пошлыми, нелепыми историческими фальсификациями.

Немногочисленная публика ЦИМа, как всегда в таких случаях и бывает, состояла либо из более-менее подготовленного и продвинутого контингента, либо из маньяков, а последним все равно что смотреть, как бабке Тане из-под лестницы - в эпизоде голосования "за" или "против" экстрадиции латышей она руку не поднимала не потому, что не определилась, а просто и не поняла, о чем речь, но сидеть на спектакле в тепле приятнее, чем у себя под лестницей заживо гнить. Хотя нашлись идейные фашистские морды, которые вполне осмысленно тянули руки "за", но опять же - ужасно не это (если представить, что вопрос задается не узкому кругу специфических театральных зрителей, а обычным русским, то сто процентов высказались бы за то, что Латвия - провинция российской империи, а латышей, кто не согласен, надо отправить на сибирские рудники), но то, что в Латвии считается возможным в качестве предмета для дискуссии тема, которую нечего и обсуждать - национальная независимость. Мне тоже, честно говоря, не хотелось поднимать руки - ни "за", ни "против", поскольку вопрос я считаю решенным до того, как он был поставлен. Время для дискуссий упущено, пора драться, если не поздно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment