Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

убейте его для меня: "Цель номер один" реж. Кэтрин Бигелоу в "35 мм"

Уже "Повелитель бури" выдвинул Бигелоу из числа просто талантливых и мастеровитых в самый первый ряд выдающихся кинорежиссеров:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1633378.html

"Цель номер один" закрепляет статус, подтвеждает ожидания, но позволяет как конкретизировать достоинства кинематографа Бигелоу, так и отчетливее проясняет его - и ее - недостатки.

История розыска и уничтожения Усамы Бен Ладена - настолько великий искус сварганить какую-нибудь затрапезную хуйню типа "Операции "Арго", что заранее отказываясь от этого, Бигелоу поступает как большой художник. В "Цели номер один" непосредственно штурм укрытия Усамы занимает меньше пятой доли от общего, правда, совсем немаленького (больше двух с половиной часов) хронометража, да и не он, почти лишенный выигрышных жанровых эффектов, становится кульминацией драмы. Вообще не сюжет, но объем, ритм, композиционная структура с разделением на небольшие, имеющие подзаголовки фрагменты, определяют содержание, не только форму истории, расказанной в фильме.

А это история агента ЦРУ по имени (возможно, конспиративном) Майя, которая была завербована сразу после колледжа и, проработав двенадцать лет на контору, ничем, кроме как поисками Бен Ладена, всерьез не занималась. Тем временем террористы убивали ее коллег, не говоря уже про сограждан, на нее саму совершали покушения, а Обама из телевизора говорил, что бессудных задержаний и пыток он не допустит, что права человека применимы и к арабам, к мусульманам, к распоследним свиньям. Майя продолжала честно делать свою работу, противоречить непосредственному и вышестоящему начальству, преодолевать политическое сопротивление - и добилась своего. Но даже эти крохи биографии героини рассыпаны по фильму мелким бисером, почти вся картина в линейной хронологии воспроизводит рутинный труд агентов ЦРУ, допросы, в процессе которых им, совсем не садистам, едва ли не тяжелее чем подозреваемым приходится, анализ скудных данных, рискованные предположения.

Джессика Честейн, без явных взлетов, без ярких вспышек выбившаяся незаметно в примадонны англоязычного кино, идеально соответствует эстетике картины и своей своеобразной, но неброской внешностью, и сдержанным темпераментом при максимальной психологической глубине. Она ведь играет фанатичку, и в чем-то ее героиня, при всем почтении режиссера к ее великому делу, существо ущербное - сродни герою "Повелителя бури", только у того работка где-то потяжелее, а в основном попроще. Майя не по долгу службы, но лично, кровно заинтересована в смерти Усамы Бен Ладена, "убейте его для меня" - говорит она спецназовцам, отправляющимся на штурм. А когда задание выполнено, чувствует не столько удовлетворение, сколько опустошение, не столько облегчение, сколько растерянность.

Растерянность, неопределенность испытывает и режиссер - ее позиция внешне беспристрастна, амбивалентна, ее вроде бы и пытки не особенно возмущают, и плачущие дети убитых террористов не умиляют, и демагогия Обамы не кажется предательством страны вкупе со всем цивилизованным человечеством. Но тем не менее Бигелоу в полной мере присущи общеинтеллигентские псевдогуманистические заблуждения, будто не все мусульмане и православные - убийцы-людоеды, а лишь отдельно взятые преступные личности; что достаточно убить одного главаря, ну кучку террористов, ну банду, ну сеть накрыть и обезвридеть, вывести из строя одного, десять, тысячу ублюдков - а остальные несколько миллиардов арабов, русских, иранцев, пакистанцев и остальных нелюдей согласятся жить с людьми в мире. Отсюда и "цель номер один", словно тут возможны приоритеты. Когда спецназовцы врываются в убежище, где прячется выслеживаемый годами Бен Ладен, они стреляют только в мужчин, в женщин - если те первые хватаются за автомат, детей вовсе не трогают. Все это просто несерьезно.

Ну убили, допустим, "номера первого", даже если это действительно был он, а остальные миллиарды дикарей куда-то разве исчезли, сложили оружие, согласились на мирное сосуществование с цивилизацией? Те же дети убитых главарей - они что, вырастут фольклористами или ботаниками? Занимаясь уничтожением сложных, постоянно ускользающих целей, врагов обычных, которых полным полно вокруг, за которыми не надо отправляться в Пакистан, которых не надо выслеживать, вычислять, штурмовать, а достаточно просто взять и выкосить раз и навсегда, упускают из виду, за ними признают право на существование - они-то за людьми такого права не признают, для них для всех, для мусульман, для православных, для любых людоедов, пресловутые "права человека - пустой звук. Но они-то все в совокупности и есть - цель номер один, миллиардноголовый враг человечества, уничтожив которого - не определенные группы и организации, а всех поголовно, без исключения, - конкретных усам и кириллов можно было бы оставить на десерт как самых безвредных, чисто символических противников. Однако эта перспектива размыта, как расфокусированное изображение в артхаусных фильмах, внимание сосредоточено на каком-то полувиртуальном пугале, реальные же проблемы тем самым отодвигаются еще дальше в сторону.

Безусловно, есть опасность в борьбе со зверьем, мусульманским ли, православным, арабским, русским, иранским или каким другим, опуститься до дикости этого самого зверья. Но проблема ведь не в недостаточной жесткости силовых методов, а в принципиальной, философской, мировоззренческой позиции тех, кто взваливает, порой самозванно, на себя ответственность за выживание цивилизованного человечества, позиции заведомо слабой, проигрышной в сравнении с отсутствием всяких принципов и понятий у зверей-убийц. В фильмах Бигелоу такая ущербная позиция реализована на высоком художественном уровне и с максимальной убедительностью - парадоксально это их делает кое в чем более ущербными, чем какой-нибудь простенький старомодный боевичок с участием Арнольда Шварценеггера. А если брать узкий аспект допустимости и необходимости пыток в отношении врагов рода человеческого, то Грегор Джордан в своем куда менее, чем "Повелитель бури" и "Цель номер один" Бигелоу, изощренно сделанном "Немыслимом" высказался об этом доходчивее и лаконичнее, тут уж кто кого превзойдет в зверстве - за тем и победа останется:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1844841.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment