Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"...И снова весна!" в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, реж. Василий Бархатов

От греха лучше сразу оговориться - речь не о репертуарном спектакле МАМТа и вообще не о спектакле совсем, это было мероприятие корпоративно-презентационного характера, так к нему и следует относиться. То есть воспринимать действо, поставленное Бархатовым по заказу корейского автомобильного бренда, в качестве некоего художественного высказывания, не следует - потому что тогда придется с прискорбием признать, что это фуфло, курам на смех. Но для корпоратива - куда как круто. И коль скоро Василию не западло выступать режиссером корпоративов (а почему бы и нет? пусть завистники стонут, что не им достался гонорар - да и не Сергея же Яшина как последнюю надежду системы Станиславского звать корейским автопромышленникам на постановки?!), надо отдать ему в данном качестве должное: халтура честная, бюджет освоен на совесть. Как-то раз ко мне обратился знакомый, которому заказали подобное мероприятие для одной крупной строительной компании, российской, но это частности, а что важно - буржуям хотелось гульнуть, но не запросто, а с помпой, то есть в рамках премьеры Большого театра или типа того. Ну я посчитал, что на Большой театр никакие строители не потянут (в смысле - арендовать помещение, конечно, можно, но петь и плясать придется им самим либо звать Колю Баскова, в крайнем случае, договариваться частным порядком с отдельными солистами, либо выкупать зал под готовый спектакль, а чтоб эксклюзив, и специально для презентации, и централизованным образом - вряд ли, уж больно жирно будет), и посоветовал, чтоб деньги зря не пропадали, позвать потенциальных клиентов в ресторан, хорошенько напоить и накормить - только больше и дешевле выйдет. Пафосные бренды, очевидно, придерживаются иного взгляда, и на то у них, вероятно, имеются свои резоны. Посему и возник опус "И снова весна..." - рассчитанный не на коммерческий прокат, а исключительно на разовый показ в рамках фешенебельного светского раута. Отсюда и специфика эстетического решения, если можно о таковом в подобных случаях говорить.

За основу сочинители представления взяли корейскую поэму "Времена года рыбака", которую читал по происхождению корейский, а по факту давно уж российский актер Хёк Су Пак, учившийся, кстати, в ГИТИСе, но кому-то известный и по кино, а параллельно с ним и поверх ансамбля оркестрантов "Musica viva" с солистом и под управлением Романа Минца русский перевод Анны Ахматовой (будучи каким-никаким специалистом по советской литературе отродясь не слышал, чтоб Ахматова переводила с корейского, хотя бы и с помощью подстрочника, но такое, впрочем, для 1930-50-х годов было практикой распространенной) читала с пульта, запинаясь и теряясь, Рената Литвинова. С тем же успехом она могла бы произносить текст на коптском или кашубском - поверх корейского оригинала и заодно оркестра слышно было едва ли каждое третье слово. Тем не менее структуру корейской поэмы, а заодно и фильма Ким Ки Дука "Весна, лето, осень, зима и снова весна", прозрачный намек на который содержится в заглавии, Бархатову удалось органично скрестить с одноименными музыкальными циклами Вивальди и Пьяццолы, переработанными Десятниковым, а уж до кучи и с "Весной священной" Стравинского - халтурили, то есть, креативно, и наглядно продемонстрировали генетическое единство восточной и западной художественных культур. Разве что хореография Вячеслава Кулаева - позорная, чересчур убогая и уродливая даже для корпоративного перформанса, все остальное, и видеоинсталляции, и сценография, и музыкальная, прости, Господи, драматургия - на уровне, точнее, в формате.

В постановке Режиса Обадиа "Весну священную", точнее, фрагмент из нее на наиболее характерный музыкальный эпизод, исполнил балет "Москва". Между прочим, на спектакль Обадиа мы собирались пойти несколькими днями ранее в ДК ЗИЛ, да его отменили - ну вот, попутно еще и "Весну священную", считай, посмотрели. Бедные артисты "Москвы", скоро уже в стриптиз пойдут для подработки, и это еще если их возьмут, возраст-то у большинства не юношеский. Задником послужила жестяная стена с выступами, смутно мне знакомая - где-то уже была, как и желтые плащи с капюшонами на танцовщиках. А самое смешное, что только что классическая труппа балета "Москва" показала премьеру "Времен года" на музыку Мартынова, в свою очередь обработавшего Вивальди, Шуберта, Пярта - совпадения просто анекдотическое:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2477311.html

Дальше дела пошли интереснее. Из оркестровой ямы выплыла машина посреди пластикового луга. Из машины вылезла певица-негритянка Кармен Мокси и исполнила "Summertime" Гершвина, а модельного вида девицы, когда она закончила, принялись рвать с помощью декоративных серпов торчащие из настила искусственные листья травы - так закончилось "лето" и наступила "осень" вместе с "Autumn Leaves" (англоязычная - не хватало только французского вдобавок к корейскому - версия хита Косма-Превера) в исполнении Марка Тишмана. Нехитрые упражнения цирковых гимнастов на шесте сменил хор, поющий один из номеров "Рождественских песен" Бриттена, которые я не слышал больше двадцати лет и с куда большим удовольствием послушал бы целиком без всей прочей фанаберии (пожилая танцующая пара меня совсем не порадовала). Но вместо Бриттена в сопровождении мастеров паркура, спотыкавшихся об понаехавшие из-за кулис машины прозвучал Шуберт в исполнении Василия Ладюка, ознаменовавшего своим соло очередное наступление весны с "Весенним сном" Шуберта. Хотелось бы отдать Ладюку должное, он постарался не уронить профессиональную планку, но подуставшие покупатели дорогих авто, часть которых мне попалась навстречу еще когда я только пришел, то есть направилась к выходу сразу после фуршета вместо того, чтобы зайти в зал и посмотреть на шоу, притомились уже сверх меры современным музицированием и пластикой, так что Ладюк пел с минимальной подзвучкой (не в пример прочим своим коллегам) под стук хлопающих кресел и топот уходящих гламурных дам на каблуках.

Сразу после Ладюка занавес закрылся и полпартера ломанулись на фуршет, причем вип-гости обгоняли вип-халявщиков (давно не видел таких матерых - не из числа, что просто пожрать приходят, а такие, которые кошельки норовят спиздить, из паноптикума же уебков ни души не наблюдалось, даже Балерун не объявился, вот что значит - закрытое светское мероприятие, только богачи и ворье, да еще не всегода разберешь, где кто, а рядовому тусовщику дорога заказана). А между тем на поклоны исполнители вместе с Бархатовым и директором-корейцем, споткнувшимся о поворотный круг и едва не загремевшим под фанфары (буквально), выходили в сопровождении "пожарного оркестра", нарочито фальшиво игравшего "Весенние голоса" Штрауса, но штраусовы пожарные голоса окончательно потонули в общем топоте.

Пафос пафосом, а без финального фуршета не обошлось. Пока приехал из "Табакерки", пре-пати пропустил безнадежно, успел только сока попить - но тут уж надо выбирать, или шашлыки-машлыки, или два спектакля за вечер, чтоб хоть один из которых на что-то был похож. По счастью, хватило и на после - усиленное питание в том же ассортименте. Однако большая часть бюджета явно ушла все-таки на художественный контент - из алкоголя предлагали только вино и шампанское, пирожные - единственного вида, шашлыки, правда, всякие (рыбные, мясные, куриные), ну и всякое говно на палочках, а самое вкусное - разнообразнейшие сладкие муссы, особенно замечательный с вишнями. Из "медийных лиц" среди потенциальных автомобилистов я разглядел в зале только Андрея Малахова, Андрея Фомина и еще одного их тезку, чью фамилию я и без того слишком часто поминаю всуе, но именно последний оказался, чего и следовало ожидать, единственным, доживших до второго фуршетного захода. Безумная фея так объелась, что несмотря на трезвость примерную, в метро стоять самостоятельно не могла, опиралась на столбы. А я вроде ничего, пить не хотелось, ел в основном десерты, а с них не отяжелеешь. В принципе, на меня сценическое действо произвело более сильное впечатление, чем сопутствующий корм - еда и получше попадается, а вот чтоб на один раз едва отрепетированный (технические неувязки - поминутно) корпоративный перформанс забабахали с таким размахом, с привлечением подобного уровня сил (ведь и Бархатов, и Литвинова, и Ладюк - это не то чтоб люди с улицы, ну Марк Тишман еще туда-сюда) - это, что ни говори, великая сила искусства. До чего же азиаты любят пыль в глаза пускать, ну да и не без пользу, не для себя, так для других. Когда б я еще, почитая себя за специалиста, узнал, что у Ахматовой есть переводы из корейской поэзии? Да в жизни б не подумал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments