Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Под покровом небес" реж. Бернардо Бертолуччи, 1990; "Ты и я" реж. Бернардо Бертолуччи в "35 мм"

Поскольку с пресс-показа "Ты и я" мне пришлось убегать, пришел досматривать со второй попытки - а в зале полный аншлаг, что за последнее время случается впервые. Сумасшедший профессор тоже примчался, да вынужден был развернуться, но мне всего полчаса оставалось, я просто на ступеньку присел, по-молодежному - может, подобные фильмы только так и следует смотреть, мимоходом, невзначай. Потому что накануне вечером по телевизору впервые увидел "Под покровом небес", про который много в свое время говорили, но я вот только что сподобился - вот это масштабная киномистерия, начинающаяся, правда, как туристическое роуд-муви, с путешествия супружеской пары из США и примкнувшего к ним приятеля по Марокко, поначалу обычная и предполагающая передвижение от отеля к отелю с нехилым багажом, но обрастающая сначала супружескими изменами мужа (Джон Малкович) с местной девицей, а жены (Дебора Уингер) с тем самым приятелем, перемежающаяся постоянными встречами с "попутчиками" в лице вороватого прыщавого пузана-переростка (Тимоти Сполл, четверть века назад выглядевший так же, как сейчас в "Гарри Поттере") и его неплохо сохранившейся на вид мамаши-нацистки, а после смерти мужа от тифа трансформирующаяся в "приключение" антониониевского типа, под грохот ритуальных дикарских барабанов, когда оставшаяся одна среди пустыни женщина встречает караван и становится не то женой, не то наложницей бедуина, до тех пор, пока ее заболевшую все-таки усилями дипломатов невозвращают домой в Америку и окончательно потеряет себя и связь с реальностью ("Турист думает о возвращении домой с первого дня, как приезжает, а путешественник может не вернуться совсем" - говорит в самые первые минуты картины героиня Дебра Уингер) - и не испытывая ни малейшего пиетета к имени Бертолуччи, ни большой искренней любви к его кинематографу, все-таки остался под большим впечатлением от увиденного на малом экране. Тогда как идущая в кинотеатрах новая картина Бертолуччи", по-моему, уместнее смотрелась бы на небольшом мониторе - она лаконичная, камерная и в ситуации "один на один" со зрителем могла показаться бы простым, чистым, завершенным высказыванием. Смотреть "Ты и я" в переполненном зале, пусть даже публика откуда-то взялась отборная, не переговаривалась, мобильники заранее все поотключали и смеялись коротко только в подходящих местах - а все равно ощущение неуместности происходящего меня не покидало.

Герой "Ты и я" - прыщавый подросток (надеюсь, это пластический грим, а то уж больно жуткая кожа-рожа), который вместо того, чтобы поехать с классом кататься на лыжах в горы, обманывает мать и рассчитывает побыть наедине с собой, не считая муравейника в аквариуме, среди подвального хлама в старом отцовском доме, выкупленном когда-то отцом вместе с бывшей владелицей-графиней, впоследствии умершей в уже не принадлежащем ей "палаццо". Неожиданно в убежище подростка врывается его старшая сестра, художница и закоренелая наркоманка. Парень вроде не рад ее видеть, но постепенно и в силу родственных связей (хотя матери у них разные, папа ушел от одной к другой), и поколенческой общности (хотя сестра намного старше), а прежде всего ввиду готовности обоих понять, почувствовать того, кто оказался рядом, брат и сестра проникаются друг к другу доверием, при том что девица продолжает обманывать парня и раздражать своей непредсказуемостью. В отличие от "Мечтателей" (ужасно меня в свое время раздражавших затхлым левацким пафосом, и сколько ни пытался я изменить к ним отношение, всякий раз наталкивался на банальности и фальшивые красивости), в "Ты и я" нет очевидного инцестуального подтекста, если таковой и присутствует, то полунамеками, и в любом случае возникшая между двумя героями (а прочие персонажи присутствуют в фильме лишь эпизодически) близость в основе имеет не сексуальное влечение, не друг к другу уж точно, а некое пресловутое "родство душ". Расколотив аквариум с муравьями, внеся неразбериху в подвальный быт беглого подростка и смуту в его душу, сестра оставляет его. Расстаются они друзьями, попросив напоследок: он ее - завязать с наркотиками, она его - выйти из "подвала" и "зажить полной жизнью". Она еще до того, как покинуть подвал, уже успела приобрести новую дозу - но, если я правильно уловил, отложила кайф на потом, а может попбрововала все-таки удержаться. Перспективы парня еще туманнее, но он моложе и надежд у него - и на него - побольше. Меня вот этот пусть сдержанный, но все равно чересчур сопливый, точнее, какой-то старческий оптимизм больше всего и смутил, Бертолуччи мудрецом и прежде не был, но в сентиментальность, по крайней мере, не впадал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments