Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Метро" реж. Антон Мегердичев

Феликс на пресс-показе набрал подарков - кружку-термос, плед, флэшку на 32 гига в форме поезда - да еще успел, прежде чем снова улетел в Нью-Йорк, обругать фильм. А мы вот ходили на обычный сеанс в обычный кинотеатр, с простым, так сказать, народом и без намеков на подарки, но хотя чуть-чуть не досмотрели конец, спешили на спектакль, а кино нам понравилось. Эстеты могут упрекнуть режиссера в слишком грубой манипуляцией зрителькими эмоциями, и такой момент действительно имеет место, но с другой стороны, если не напоминать постоянно, что на экране - просто кино, если сделать картинку максимально натуралистичной и по-настоящему убедительной (не говоря уже о том, что в сравнении с какой-нибудь "Операцией "Арго" поделка Мегердичева - прямо-таки документалка в смысле достоверности) - это ж невозможно будет смотреть, и без того-то страсти какие: плывун на кольцевой линии московского метрополитена, остановившийся в утренний час пик поезд, затопленные вагоны, трупы и пытающиеся выбраться из подземелья немногочисленные уцелевшие.

"Метро" учитывает опыт советских образцов жанра "фильма-катастрофы", "Экипажа" там, "Тревожного воскресенья" и т.п., но также и голливудских аналогов - "Титаника", "Посейдона", как учитывал сочинитель романа-первоисточника Дмитрий Сафонов наработки Артура Хейли. (Безумная фея говорит, что когда-то читала "Метро", но я думаю, что она имеет в виду какую-нибудь другую книжку, у нее давно в голове все перепуталось). При этом не знаю как роман, а фильм не перегружен сюжетными линиями, хотя по формату их, как положено, несколько, и одна банальнее другой. Магистральная - любовный треугольник: врач-хирург из районной больницы (Сергей Пускепалис), его жена (Светлана Ходченкова) и ее любовник (Анатолий Белый), который мало того что бывший однокашник мужа, так еще и застройщик, по косвенной вине которого произошло проседание, обрушение, изменение подземного русла реки и прочие неприятности (разлучник и должен быть подонком, при этом предприимчивым подонком, в экстремальной ситуации небесполезным). Поскольку с сеанса мы вынуждены были убегать, то как треугольник разрешился, могу только догадываться, но так или иначе, а лучшей возможности угробить "третьего лишьнего", перед тем использовав его к спасению остальных, авторам вряд ли представилась бы. Вторая романтическая - молодежная, парень подкатывает к девушке, а когда они оказываются под землей в воде, спасает ее - и так они знакомятся. Еще одна - обходчик, первым заметивший течь в тоннеле и, будучи почему-то трезвым в пятницу с утра (Сергей Сосновский), и его случайная собутыльница, с которой они пошли-таки выпивать, когда докладу обходчика не поверили - хабалка оказалась бывшей гандоблисткой, что впоследствии пригодилось, когда понадобилось ловить падающий в воду мобильник. Побочный, но колоритный персонаж в тоннеле - не считая собаки (принадлежала погибшей бабульке) - трагикомичный курьер (в исполнении Стаса Дужникова). Ну еще наверху работают лихие тележурналисты (репортер - Кирилл Плетнев, оператор - Дмитрий Орлов), которым гэбисты запрещают выдавать информацию в эфир, а они через НТВ фигачат, и никто свободе прессы, надо же, не препятствует.

Самое интересное в фильме - само метро, пусть даже станция "Садовая" на кольцевой линии выдумана, за ее павильон, похоже, выдан какой-то жилой дом в районе Плющихи или Зубовского бульвара, за вестибюль - "Киевская", эпизоды в затопленных тоннелях отдаленно напоминают "Канал" Вайды, ну а с мифической "Бородинской", оставшейся от сталинских времен и законсервированной тайно, вообще непонятно что получилось, и все равно "Метро" здесь - главный и заглавный герой, остальные - просто действующие лица. Самое неинтересное - организация спасательной операции, заседания: плохо про начальство нельзя, а хорошо, видимо, язык не поворачивается и камера не поднимается. Но кроме всего прочего, картина небесполезна с чисто практической точки зрения, как наглядное пособие по ОБЖ - кто знает, когда и при каких обстоятельствах навыки спасения в подземки, продемонстрированные в фильме, могут пригодится? И при этом кино не пугает настолько, что страшно после него в метро заходить. Хотя на всякий случай на наспасаешься, метро пусть и "повышенной опасности" транспортное средство, но безопасной жизни вообще не бывает, и не развитие техники ставит жизнь под перманентную угрозу. Мою прабабушку Матрену, к примеру, корова насмерть забодала.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment