Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

мертвых с погоста не носят: "Пристань" в театре им. Е.Вахтангова

В прошлый раз я в числе самых первых зрителей, и даже не зрителей, а фотографов (пардон, фотохудожников, как требуют их называть правила политкорректности, просто "фотограф" для них - оскорбление вроде как "ниггер" для черного) смотрел "Пристань" в условиях исключительно комфортных, в полупустом зале, из первого ряда, спокойно, в тишине (щелчки фотоаппаратов мне никогда не мешают, не то что звонки мобильников и шелест цветочных оберток, не говоря уже про шушукание):

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2139152.html?nc=4#comments

Конечно, спектакль можно пересматривать и многие ходят не по одному разу, билеты стоят, я слыхал, немыслимых денег, и все наперед распроданы, и фактически "Пристань" - бренд сегодняшнего театра им. Вахтангова, не перечеркнувший, но потеснивший "Принцессу Турандот" - вплоть до того, что выпускаются сувенирные открытки и даже шоколадный набор с названиями главок спектакля (мне такой подарили на последний Новый год). Но у меня был конкретный повод прийти снова - на том прогоне для фото не было эпизода "Темные аллеи" с Вележевой и Яковлевым, у Юрия Васильевича неожиданно давление упало, премьеру он потом сыграл (тогда как обещанного "Ричарда" с Маковецким никто не увидел совсем) и позже, кажется, ни разу , в отличие от некоторых своих коллег, не пропускал, но именно в тот раз вот не удалось мне на них с Лидией Леонидовной посмотреть - что я для себя считал большим упущением, но только теперь наконец-то дошел, чтобы увидеть "Пристань" в полноценном варианте.

Дело не только в том, насколько "Темные аллеи" хороши сами по себе, хотя этот эпизод резко выделяется среди прочих: он тихий, немногословный, построен на паузах, внешне почти статичный, и если и Шалевич, и Коновалова, и Борисова работают в окружении кордебалета молодых артистов, оттеняющих яркими пластическими интермедиями соло мэтров, то Вележева и Яковлев существуют в чистом дуэте, без антуража, без дополнительных эффектов, разве что Яковлев под занавес удаляется вглубь сцены, слегка пританцовывая, в остальном же единственной краской для актеров служит интонация. Для Лидии Вележевой роль в "Темных аллеях" неординарна еще и тем, что при ее внешности и темпераменте такого плана образ - необычайная редкость (хотя сама она говорит, что именно это ей близко, да режиссеры "не видят"). Однако "Темные аллеи" произвели на меня тем сильнейшее впечатление, что связали все остальные эпизоды в целостный спектакль. Понятно в любом случае, что "Пристань" - не концерт, не дивертисмент, и все-таки до сих пор я улавливал как общую идею скорее задачу вывести на сцену в один вечер всех вахтанговских звезд старшего поколения. Но неслучайно же, наверное, "Темные аллеи" и композиционно являются центром "Пристани", завершая первый акт, и смысловым - от него, как круги по воде, расходятся мотивы, объединяющие остальные новеллы: ничего нельзя забыть - и ничего нельзя повторить; ничего нельзя простить - и ничто нельзя ненавидеть без конца; ничто не живет вечно - и ничто не умирает. Через "Жизнь Галилея", "Цену" и "Филумену Мартурано", через "Благосклонное участие" и "Игрока" эти мотивы проявляются, в разных формах, в разных аспектах и с разным оттенком, где-то более оптимистическим, как в "Филумене", а где-то, как в "Визите старой дамы", совершенно безнадежном. В "Темных аллеях" нет намека на оптимизм, но нет и отчаяния - есть сдержанность и смирение. "Мертвых с погоста не носят" - говорит героиня Лидии Вележевой.

Спектакль настолько сложился изначально, так правильно и точно был придуман, что заметных изменений в нем со временем не происходит. Единственное, что лично мне бросилось в глаза - к фотографиям великих из прошлого на занавесе-парусе в финале добавился портрет Петра Фоменко, много в театре Вахтангова ставившего, на момент премьеры Петр Наумович был жив, а теперь вот появляется только как виртуальный образ-воспоминание. Но восприятие мое, и в связи с "добавлением" (для меня) "Темных аллей", и не только, поменялось заметно. Теперь "Пристань" не показалась мне "реквиемом", как поначалу, может еще и потому, что юбилей благополучно прошел, состоялись новые премьеры, и у театра больше поводов смотреть в будущее, нежели оглядываться на былое. Вот и ветродувы раздувают парус-занавес пусть по-прежнему под "Мизерере" (один мой хороший знакомый, побывавший на "Пристани" первый раз недавно, говорил, что этот музыкальный фон его раздражал - мне, наоборот, он раньше казался стопроцентно верным, теперь - просто красивым, эффектным элементом музыкального оформления), но театр-корабль явно готов к новому дальнему плаванию.

Примечательно, что при выпуске "Пристани" говорилось, что отдельные ее части взаимозаменяемы, что необязательно все участники будут выходить на сцену всякий раз, но за редкими форс-мажорными случаями, они продолжают работать без сбоев. Галина Львовна Коновалова, для которой "актриса императорских театров" из "Благосклонного участия" стала после своего рода "дебюта" в "Дяде Ване" первой "звездной ролью" (можно было бы и не говорить, но она сама с иронией, но и не совсем без обиды, рассказывает, как десятилетиями с 1930-х годов и до недавнего времени играла служанок и подруг героинь, еще десять, даже пять лет назад зритель ее практически не знал, а сегодня заслуженная артистка РФ Галина Коновалова среди младших по возрасту Народных СССР в "Пристани" - главная звезда и всеобщая любимица, последние несколько сезонов у нее премьера за премьерой, и сплошь блестящие удачи) - не пример ли того, что понятия "рано" и "поздно" очень относительны (правда, надо до своего "пора" еще дожить, и не всем так везет, как обожаемой Галине Львовне, ну хоть ей да повезло, слава Богу).

Юлия Борисова, чей "Сон Татьяны" в премьерном "Онегине" не показался мне ее большой удачей, поразительна в роли Клары Цаханассьян из "Визита дамы", хотя и играет прежде всего оскорбленную женщину, тему поруганной любви, а в пьесе Дюрренматта масса других, более сложных и неявных проблем - но то, что у актрисы масштаба и статуса Борисовой по сей день успехи чередуются с менее очевидными победами - не это ли признак полноценной творческой жизни? Очень живо играется теперь Князевым с Купченко и "Филумена Мартурано", отчасти это заслуга и артистов следующих поколений, не только в "Филумене" - со второго раза отчетливее я разглядел, настолько интересны Олег Макаров в "Галилее", Василий Симонов в "Благосклонном участии" и особенно в "Визите старой дамы", Леонид Бичевин (он, кстати, ввелся позже, на прогоне этого сына играл Ушаков) и Артур Иванов в "Филумене Мартурано", а какая смешная в той же "Филумене" Ольга Чиповская (больше на слуху ее дочь Анна, актриса "Табакерки", но мама - не менее замечательная, и кто знает, какие еще значительные роли ей выпадут, может быть даже и в менее зрелом возрасте, чем Галине Коноваловой). Даже Вячеслав Шалевич, чье присутствие в "Пристани" способно вызвать наибольшие вопросы, несмотря на слишком явные проблемы с речью находит возможность варьировать интонационный регистр своей невыигрышной роли Галилео Галилея от иронии к проповедническому пафосу и обратно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments