Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Калейдоскоп любви" реж. Фернанду Мейреллиш в "35 мм"

Артур Шницлер, казалось бы, остался давно в истории, и больше даже театра (его неординарные по меркам времени их появления пьесы ставили в том числе крупнейшие режиссеры), нежели литературы. Однако его сочинения, читанные разве специалистами (лично я не читал ничего, кроме одной пьесы, и то в связи с историей постановки Мейерхольда), вдохновляют кинорежиссеров на фильмы, которые вполне способны стать событиями. В сравнении с безусловным шедевром "Широко закрытыми глазами" Кубрика "Калейдоскоп любви", конечно, попроще будет, да и прием с использованием множества переплетающихся сюжетных линий превратился в драматургический штамп, эксплуатируемый поп-кинематографом и в криминальных боевиках, и особенно в романтических комедиях. Тут, правда, не совсем перекресток, скорее цепочка, "хоровод", как и называется в оригинале диалоговая пьеса Шницлера (в этом смысле пошловатое прокатное название, как ни странно, оказывается ближе к исходному, чем "360", придуманное создателями картины), но и такой композиционный прием затаскан, доведенный до абсолюта (где он становится не чисто формальным, но и определяет концепцию) в "Призраке свободы" Бунюэля. Но смотрится "Калейдоскоп" благодаря и операторским выкрутасам, и актерам, и умелому переносу материала в реалии современного мира с его глобализацией, скоростями и намного более вольными в сравнеии с Австро-Венгрией нравами. Джуд Лоу играет австрийского бизнесмена, который назначает свидание с проституткой Бланкой из Братиславы. Его на этом ловят немецкие партнеры в лице персонажа Морица Блябтроя и вынуждают шантажом заключить контракт с ними, а более выгодное эстонское предложение отвергнуть. Бизнесмен хочет сохранить семью, однако у его жены тоже есть молодой любовник. А приревновавшая сожительница любовника покидает его, улетая на родину в Бразилию. Летит она через Денвер и в самолете знакомится со стариком, разыскивающим давно пропавшую дочь (Энтони Хопкинс), то проникается симпатией к девушке, а она, со своей стороны, цепляется за только что отсидевшего шесть лет в тюрьме насильника (Бен Фостер). Старик - это очень косвенная привязка - пересекается на собрании анонимных алкоголиков с Валентиной, приезавшей из Парижа в гости к сестре. Валентина замужем за русской бандитской шестеркой (Владимир Вдовиченков), но встречается со своим боссом-стоматологом, мусульманиным, готовым бросить любовницу из регилиозных соображений. Муж же Валентины знакомится с сестрой проститутки Бланки, ожидая своего пахана, который в это время развлекается с Бланкой в отеле. При том что роль Вдовиченкова вряд ли можно считать шедевральной, его сюжетная линия в фильме самая занимательная - босс его не ценит, унижает, и поскольку Бланка оказывается подсадной уткой киллера, шестерка, шофер и охранник в одном лице, спокойно допускает убийство "хозяина", Бланка забирает деньги убитого, а сестра - развязавшегося с обязательствами подручного. Излишняя благостность разливается по "Калейдоскопу" и делает его слишком одноцветным, в нем не находится места для конфликтов социальных, этно-культурных (при том что действие скачет с континента на британские острова, из Европы в Америку и вообще неохваченными остаются разве что Африка с Австралией). Ну а для мелодрамы, да еще с хеппи-эндом, в "Калейдоскопе" чересчур навороченная (рудимент, оставшийся от перелопаченного литературного первоисточника, не иначе) композиция, да и сами микро-сюжеты по нынешним временам вряд ли способны задеть, очень уж изменилось отношение к сексу в жизни и в искусстве, для того же, чтобы приподняться над контекстом эпохи, а не просто механически транспонировать тот или иной мотив в новое время, нужен все-таки Стэнли Кубрик.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments