Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"На свете живут добрые и хорошие люди" реж. Дмитрий Астрахан, 2008

Круче Астрахана только северокорейское кино. И ведь это чудо в свое время шло в прокате, да я пропустил и даже по телевизору смотрел не первый показ. Фильм, конечно, во всех отношениях замечательный, и про Астрахана, как всегда, нельзя сказать, что он бездарный, потому что их с Даниловым совместное творчество - оно по ту сторону всяких понятий о таланте, вкусе, профессионализме, наконец, это явление даже не культурное, не социальное, оно как природа, как погода - можно жаловаться, но бесполезно, это что-то за рамками человеческой жизни вообще. Герой Сергея Горобченко (а настоящие актеры в таком произведении сниматься, разумеется, не стали бы) - учитель истории Дима в провинциальном городе Зареченске. Городок так себе, деревня деревней, но в нем почему-то ходит трамвай, ну да ладно, это не самое фантастичное, там в конце вовсе инопланетяне прилетают, и тоже не в пришельцах фишка. Важнее, что в руки Димы попадает эзотерическая брошюра "Как осуществить свои тайные желания", прелесть которой в том, что достаточно приложить ее к голове и сказать "да", как тайные желания осуществляются, да такие, о которых желающий и про себя помыслить не мог, а можно того проще, направить книжку на окружающих, и тогда их желания тоже исполнятся. А Дима-то бедный все страдал, что, будучи интеллигентом, обязан любить народ, который ненавидит, тех самых "простых людей", для кого выпить после работы и юмор по телеку посмореть - нормальная жизнь, другой не надо. И ведь в самом деле не надо, проводили же в городе референдум за превращение Зареченска в "город солнца", проект вместе с бывшим одноклассником-олигархом сам Дима разработал - на референдуме четыре голоса "за", остальные горожане "против", в том числе родной отец Димы и дядя Вася-трамвайщик. А Дима хочет уехать в Москву, стать советником президента по реформам, то есть думает, что хочет изменить жизнь - на самом деле он хочет трахнуть десятиклассницу, но и это желание поверхностное, по-настоящему Дима хочет руководительницу хора ветеранов при местном райклубе, и чтобы жена ушла от него к олигарху-однокласснику, так оно и случается. Но еще важнее, что народ, "простые люди", также хотят не только выпить и к телевизору сесть, и чтобы заодно еще у соседа какая-нибудь гадость произошла, они в глубине души жаждут подвига, поэтому когда из соседней колонии убегают заключенные, народ всем миром с дубьем-колем подымается и идет гвоздить антихристов, не дожидаясь помощи спецназа, как уже было в 1812-м году, про что учитель Дима втолковывает своим семиклассникам; как делал Чапаев, фильм про которого сам Дима вместе с папой смотрел в детстве, и папа плакал. Насчет "Чапаева" у Астрахана с Даниловым какой-то отдельный пунктик имеется, но это мелочи. Если же говорить всерьез, то парадоксальным образом именно отсутствие всего того, что традиционно понимается под вкусом, талантом и профессионализмом, позволяет данному режиссерско-драматургическому тандему угадывать и показывать вещи, до которых, пожалуй, и Балабанов не докопался бы - забоялся. Потому что вот так недвусмысленно, на пределе откровенности продемонстрировать, чего на самом деле хотят русские (а хотят они пить, ржать, трахаться и чтоб соседи погорели, и чтоб поскорее новая война, чтоб можно было построиться в колонны и с молотками пойти кого-нибудь бить - между прочим, "На свете живут хорошие и добрые люди" вышли раньше, чем михалковская "Цитадель"), никто поумнее Астрахана с Даниловым не осмелился бы. Но Астрахан с его неизбывной любовью городского еврея-интеллигента к "простому русскому человеку", которого еврей только в кино и видел (про Чапаева как раз, ага), на свое и наше счастью, не ведает, что творит - и выходит нечто при всем невероятном с любой другой точки зрения уродстве конечного продукта нечто невиданное. Ну не хотят русские жить как-то иначе, им и так хорошо - но им правда хорошо! Никто этого не понимает, умные, образованные, талантливые художники не понимают, а Астрахан - чувствует и говорит об этом с большевистской прямотой, без всяких там тарковских заморочек. О, кстати, накануне пересматривал "Жертвоприношение" Тарковского - какая же, прости, Господи, хуйня, еще покруче, чем северокорейское кино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments