Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

ночь хрустальных гвоздей

Не вся энергия Богомолова ушла в "Идеального мужа", кое-что осталось и на "Гвоздь сезона", хотя, конечно, нынешний гвоздь проигрывал и прошлогоднему, и предыдущим. Год назад я просто от смеха падал под стул, а теперь - нашелся повод усмехнуться несколько раз, и то скорее от безысходности. Проблема не только в качестве шуток - в качестве самой премии тоже, и в первую очередь в ней. Как справедливо и не особенно весело - смешного-то ведь в окружающей жизни, и театральная жизнь не исключение, мало - отмечали Богомолов с Епишевым, перечень нынешних номинантов сформировался образом совершенно непостижимым: "Если смотреть на этот список не отрываясь в течение трех минут, можно превратиться в идиота".

Меньше всего вопросов вызывает вахтанговская "Пристань" - Кирилл Игоревич Крок один за всех получал и обычный "гвоздь", и гран-при, пока остальные прогоняли "Евгения Онегина" перед завтрашней премьерой, но именно вокруг "Пристани" вертелась драматургическая концепция капустника, замешанная на поклонении "театральным богам", в жертву которым Костя чуть было сам себя при помощи Епишева не принес. "Таланты и поклонники" Карбаускиса - тоже пусть небезусловная, но явная удача. Остальное, при том что столько (не сказать что множество, а все же немало) выдающихся спектаклей в разных театрах (театров-то в Москве - "хоть жопой жуй", как прозвучало в пародийном приветствии от лица Мединского), а награждают - "Дороги, которые нас выбирают" Театра Сатиры, "Великую магию" Театра им. Пушкина и "Тартюфа" с Малой Бронной. Что касается "Тартюфа" - я бы с куда большим удовольствием порадовался за этот любимый мной театр, достанься ему приз за какой угодно другой спектакль, и вряд ли бы любой другой оказался менее достойным. Когда Сафонов в ответной речи помянул всуе дух Эфроса, тетенька позади меня от избытка эмоций прямо ойкнула - но по-хорошему тут предпочтительнеепромолчать, ежели человек до такой степени неадекватно свою работу оценивает . Вот Ширвиндт, невзирая на возраст, смотрит не в пример трезвее, и своим "благодарственным спичем" вполне мог конкурировать с дуэтом Богомолова-Епишева и по остроте, и по точности - и это после шуток про включение участников постановки "Дороги, которые нас выбирают" в "список Магнитского" (а стоило бы, кроме шуток). Меньше всех говорил Евгений Писарев, ограничился "спасибом" - возможно, памятуя о том, что на его совести (если он, опять же, способен этот факт осознать) закрытая "Турандот" Богомолова. А лучше всех - в отсутствии Карбаускиса (пассаж про которого удался создателям капустника наилучшим образом) Даня Спиваковский, про гвоздь, забитый в голову Островского. Непосредственно в капустнике были моменты очень занятные - например, про специфику "русского национал-психологического театра" и, в частности, "православной режиссуры" и разбор с этой точки зрения "Чайки" (Треплева убил приехавший из Генуи еврей Дорн в рамках международного заговора против русского психологического театра), но в целом мероприятие прошло несравнимо спокойнее, чем обычно. Много и не всегда по делу поминался Серебренников - если уж требуется чье-то имя превратить в нарицательное и связать с "новаторскими" (и слово-то какое едкое!) затеями, то взяли бы кого помоложе, подальше продвинувшегося в разрушении святынь, до хоть Волкострелова на худой конец (я не фанат Волкострелова совсем, но уж по крайней мере, это этап точно следующий после Серебренникова), а про Веру Максимову - дежурный прикол, со сцены МХТ звучит свежо, а в капустнике - утомительно.

Да и ладно, главное, что вышел в МХТ"Идеальный муж". Театр - это не премии, не прожекты, не программы и не идеологии (о чем мы после церемонии, признавшись друг другу в любви к "Идеальному мужу" Богомолова, говорили по-стариковски с Марией Седых, которая много лет со мной здоровалась, а я с ней, но не знала, что читает мой дневник, и я еще попутно заметил, как все измельчало: ее хотя бы Георгий Товстоногов гнобил, а меня, смешно сказать - Аннушка Шалашова), театр - это спектакли. Такого масштаба событие, как богомоловский "Идеальный муж", и составляют театральную жизнь, а не официальные премии и не заказные пиар-кампании. И потом, "Пристань" - это выбор, как ни крути, из предложенного ассортимента наиболее достойный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments