Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Кармен" Ж.Бизе, Метрополитен-опера, реж. Ричард Эйр, запись 2010 г.

Элина Гаранча - как бы латвийская певица, но в Латвии и к востоку от нее таких почти не слышно, зато после жутковатой латвийской "Лючии ди Ламмермур" поглядеть хотя бы по телевизору на Гаранчу-Кармен (а в прошлый раз Латвийская национальная опера привозила как раз "Кармен", кстати - но тоже в постановке Жагарса) - и то неплохо. У Гаранчи голос плотный, густой, при этом необычайно пластичный, да и сама она пластичная, подвижная. А в спектакле много танцев, придуманных Кристофером Уилдоном - не супер, зато в тему: первый и третий акт - балетный дуэт, а в начале второго танцуют уже все, включая заглавную героиню, в стиле фламенко. Постановка на радость всяким старперам концептуальных открытий не предлагает, но держится на нескольких лейтмотивах, которые обыгрываются режиссером неплохо. К примеру, в первом акте Кармен не просто дарит Хозе цветок, но как бы "закалывает" будущего своего убийцу, игриво "вонзая" стебель в область сердца - что естественно рифмуется с финалом. А в момент, когда Хозе убивает Кармен, в свою очередь, декорация разворачивается (сама сценография мне не понравилась - руинированная конструкция под кирпич) и в немой сцене - застывший над телом быка тореодор Эскамильо. Дети беспризорного вида тоже играют не только в солдат в первом акте, но и в корриду - во втором, ну а в четвертом появляются уже как положено. Не совсем я понял, почему Хозе приходит в финале "спасать" Кармен с крестом - он же ее хочет от преступной жизни спасти всего лишь, а на душу ее не претендует вроде, и для себя спасти, а не для вечной жизни. Работницы фабрики, как и дети, совершенно оборванные, да и фабрика располагается под сценой, то есть в подвале - а поскольку в хоре Метрополитен полно черных и азиаток, выглядят трудяги этакими гастарбайтерами. Роберто Аланья в партии Хозе меня удивил - он слишком всегда играет в "поп-звезду", а здесь его герой наоборот чересчур скромный, и кажется, что они с Микаэлой - парочка, с Кармен же у него проблема не в том, что она разлюбила, но в том, что он такой градус страсти "не потянул" (персонаж, не артист). Микаэла у Барбары Фриттоли никакая, и голос у певицы блеклый. Но что интересно - с трудом переношу оперу 19-го века, она раздражает меня своим грошовым мелодизмом, любая, за единственным (не считая музыкальных драм Мусоргского, но я не воспринимаю Мусоргского как музыку 19-го века, она свое время опередила лет на 60-80 минимум) исключением, "Кармен". И в разные периоды жизни разные ее эпизоды выходят на первый план. В последние несколько лет любимым моментом для меня был секстет из второго акта. А в спектакле Эйра - как раз дуэт Микаэлы и Хозе из первого, при том что роль Кармен и вокально, и драматически сделана Гаранчей куда интереснее (не говоря уже о том, что партия несравнимо более выигрышна в принципе) - наверное, это у меня возрастное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments