Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Любовь на кончиках пальцев" реж. Режис Руансар в "35 мм"

Один из моих любимых анекдотов:
- Вы с какой скоростью печатаете?
- Тысяча знаков в минуту.
- Что, правда?!
- Правда. Но такая херня получается!

Фильм "Любовь на кончиках пальцев" - в сущности, конечно, херня: стилизованное ретро, в котором давно стертые клише романтической комедии приложены к штампам, характерным для специфического жанра "спортивной драмы", только в качестве "спорта" здесь выступает не бокс какой-нибудь (а параллели с боксом присутствуют), но машинопись. Проделана эта операция, надо отдать должное, с такой беззастенчивостью, лихо, и в то же время со вкусом, что киношка смотрится вполне даже миленько.

1959 год, послевоенная Франция. Роза (Дебора Франсуа) - простушка из глухомани, дочка мелкого лавочника, самостоятельно выучившаяся печатать на машинке двумя пальцами, зато быстро, и подумавшая, что с таким умением, чем замуж за сына автомеханика выходить, она сможет стать секретаршей. Владелец страховой конторы (Ромен Дюри) тоже так посчитал, но ему захотелось, чтобы Роза победила на соревнованиях по машинописи. Я никогда в жизни не слышал, чтоб проводились подобного рода состязании, тем более в масштабах мирового чемпионата, наверное, сценаристы придумали, хотя не знаю точно, но героиня фильма становится сначала становится первой машинисткой своей страны, а затем и мира, победив в неравной борьбе американку и поставив новый рекорд - 516 знаков в минуту. Разумеется, с шефом-страховщиком у нее любовь, и непростая, поскольку девушка с амбициями, да без задней мысли, а парень пускай и не сволочь, да себе на уме, и романтическая интрига развивается несколько путано, иррационально - зато неуклонно движется к счастливому финалу, когда шеф и жених прибывает на нью-йоркский мировой чемпионат как раз к последнему туру финала, бьет по морде спонсорского сынка, чей папаша нажился на продаже розовых пишмашинок, вдохновляет любимую поцелуем - ну и все, дело решенное.

Можно умиляться одной только нарочитой (иной раз, правда, чересчур заметно нарочитой) наивности сюжета, но кроме того, сам образ пишущей машинки лично во мне вызывает вполне определенные воспоминания - даром что ли три года я ходил на курсы машинописи при школьном УПК и закончил их с отличием? Видимо, я как раз то последнее поколение, которое прежде чем пересесть на компьютеры, училось печатать на машинках, в моем случае - не на электрических даже, а еще на механических! Так что когда я позднее в редакции или другом публичном месте стучал по клавиатуре - сбегаются смотреть, откуда шум: удар отработан на ять, коллеги всегда опасались, что я раздолбаю клавиатуру, на домашнем же моем старом компьютере клавиши - чисто белые, все буквы от молотьбы стерлись. Ну и печатают обычно журналисты четырьмя, а то и двумя пальцами - а я все-таки освоил слепой десятипальцевый метод, не на уровне героини фильма далеко, и тем не менее. В общем, не повторяя за Гришковцом, в "Прощании с бумагой" пропевшему пишущей машинке целую оду, я бы сказал, что компьютер, пусть и удобнее намного, а совсем другое дело. Для пишущих машинок, хоть в шутку, а писали композиторы сочинения музыкальные, соло с оркестром - кто напишет для компьютера? Впрочем, компьютеры сами себе напишут, и сыграют, и оценят - так ведь то-то и оно. С компьютерами (а еще с ксероксами и принтерами, ведь машинки выполняли еще и множительную функцию) жизнь стала безусловно удобнее, но стала ли лучше - большой вопрос, и утрата культуры, даже искусства машинописи (а это и культура, и искусство - как, например, каллиграфия) компенсировалась ли адекватными приобретениями? Это как в другом моем любимом анекдоте:

- Неправда, что технический прогресс не способствует снижению преступности, есть конкретные примеры.
- Какие же?
- С развитием автомобильной промышленности практически исчезли конокрады!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments