Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"В поисках радости" В.Розова в театре на Таганке, реж. Юрий Ардашев

Безумие какое-то: "В поисках радости" В.Розова в Театре на Таганке. Нет, может и Розов еще сгодиться в дело, ежели взять его как вторсырье на переработку (в феноменальных "Горках-10" Крымова) или использовать как субстрат для выращивания новой культуры в условиях эксперимента (остроактуальный "Год, когда я не родился" Богомолова по "Гнезду глухаря"). Однако свою маленькую радость режиссер Ардашев ищет и находит в театральной эстетике рубежа 1940-1950-х годов, то есть архаичной даже по отношению к времени создания пьесы Розова, по своему посылу "оттепельной", исполненной пафоса "ренессанса", возрождения не просто коммунистических, но революционных, большевистских идеалов с оглядкой на военный коммунизм и гражданскую войну (что вообще характерно для тех лет, когда "комиссары в пыльных шлемах" виделись не предшественниками партаппаратчиков в серых пиджаках, но противопоставлялись им). Розова на Таганке, да не в затхлом Содружестве у Губенко, а на настоящей, до недавнего еще времени "любимовской" Таганке ставят так, будто после Розова не было не то что Петрушевской, не говоря уж про Пряжко, но даже и Зорина, Радзинского даже, Володина, а самого Розова не ставили не то что Богомолов, но и Эфрос. Я когда-то видел в доронинском МХАТе им. Горького "Ее друзья", где Светлана Коркошко играла директрису школы и говорила излишне продвинутой ученице: "Форма - она ко многому обязывает!" Но с тех пор и в МХАТе "Ее друзья" не идут, и Коркошко сама играет в "Современнике" инсценировку Бенигсена, зато на Таганке воспроизводятся без тени самоиронии формы, заимствованные из обихода самой дикой театральной эпохи.

Ардашев, между тем, не зациклен на ретро-драматургии, он уже ставил на той же малой сцене Таганки "Наташину мечту" - и до чего же забавно, что я уже тогда написал буквально следующее: "...актрисы, особенно первая Наташа - неплохие, упрекнуть их можно только в том, что доверяя режиссеру, играют подробно, глубоко, с паузами, каких на Таганке не практиковали отродясь, в духе скорее "старого МХАТа", каким его по сей день представляют на Тверском бульваре у Дорониной, и в силу этой общей тяжеловесности постановки "Наташина мечта" превращается в нечто совково-розовское, хотя я даже не знаю, может, Пулинович и впрямь где-то продолжает линию Розова, который для своего времени считался автором достаточно жестким, а вовсе не сопливым":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2262175.html

Ну вот, значит, и накаркал, или, во всяком случае, угадал склонность режиссера именно к "омхачиванию" любого материала на уровне провинциального драмкружка, с ностальгическими песенками для пущей "атмосферности". К Пулинович и к Розову у него один универсальный ключ. И даже в сценографии прослеживаются совпадения - снова над сценой протянуты "нити судьбы", только теперь по ним клином улетают бумажные самолетики, под крыльями которых разворачивается семейная драма, заквашенная на конфликте чистых самоотверженных душ с мещанами-приобретателями: жена-собственница превращает мужа-ученого в обывателя, его мать, братья и сестра напоминают ему о высоком предназначении. Пьеса Розова сегодня и сама по себе звучит нелепо, не только ввиду явного несоответствия бытовых реалий, но и устаревшей проблематики. В том-то, увы, и штука, что Ардашев отнюдь не считает проблематику розовских сочинений устаревшей. В чем, может, сам того не подозревая, оказывается прав, и толкуя про "апофеоз потребительской эпохи", констатирует ее декаданс: приближается новая большая война, а значит и дефицит товаров, и в буквальном смысле голод - самое время напомнить потенциальному пушечному мясу, чтоб легче ему было помирать за любимую родину и ее идеалы (теперь уже не коммунистические, а православные, но не один ли хрен, если главный идеал - не бери ничего себе, начальство лучше знает и само решит, кому что полагается). Ведь как удобно у Розова декларируется: нет у тебя ни еды, ни материи на платье, ни мебели - и не надо, мещанство все это, от "главного" отвлекает, от подвига и героизма, а если тебе все же "надо" - значит, ты враг бездуховный. Но насколько нынешние патриоты готовы всерьез разделить этот пафос - большой вопрос. Публика умиляется и горячо сочувствует "розовским мальчикам", только это сочувствие сродни слезам, которые проливали горничные на мелодрамах из жизни опереточных аристократов. Розовские советикусы сегодня - такие же опереточные, но для удовлетворения тяги нового плебса к прекрасному вполне годятся именно в таком качестве, мало кто хочет вспоминать или узнавать, как оно было на самом деле еще двадцать пять-тридцать лет назад, предпочитают сказки о "золотом веке" - великая страна, добрые люди, чистые души, святые идеалы.

Бедные, бедные актеры. Вспомнилась позднесоветская детсадовская прибаутка: "Ты в мультиках не снимался?" - их персонажи в спектакле выглядят как рисованые мультяшки. А ведь почти все они - молодые. Филипп Котов, например, участвовал в комедийном сериале ТНТ "Зайцев + 1" - не Ларс фон Триер тоже, но все ж какая-никакая причастность к современной культуре. Ведь стыдно принимать за такую работу и от такой публики благодарные аплодисменты. То есть за них я не скажу, но мне было бы стыдно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments