Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

окологоголя

Привлекать внимание к театральному проекту можно по-разному. Скажем, недавно в обновленном театре им. Ермоловой прошел вечер мини-спектаклей молодых режиссеров - при свободном входе для всех желающих в переполненном большом зале для каждого нашлось место (пусть некоторые и сидели на лесенках, ведущих прямо на сцену, а кто-то стоял вдоль стен) и при этом совсем не было людей случайных, только заинтересованные, в основном молодые. Ажиотаж вокруг "Гоголь-центра" пока что создается искусственно - понятно, что проще всего объявить открытие максимально закрытым, и тогда у немногочисленных "счастливцев" автоматически возникает ощущение причастности к некоему элитному сообществу. (Примерно такая же нездоровая обстановка нагнеталась вокруг премьеры Серебренникова "Околоноля", что, наряду с некоторыми другими обстоятельствами, оттолкнуло многих от этого по-настоящему интересного спектакля). В первый день открытия "Гоголь-центра", правда, "элита" была представлена лишь Сан Санычем Калягиным, который даже не остался непосредственно на шоу - "освятил" и покинул мероприятие, да еще Ксенией Собчак. Зато во второй кого только не было - Швдыкой и тот сидел во втором ряду, причем не рядом с женой, а за спиной у Юрского и Теняковой. Можно было бы сказать - "эти стены давно не видели такой публики", но, во-первых, неохота экспулатировать штампы, а во-вторых, если буквально, стены не совсем "эти", стены как раз слегка поменяли вид, во всяком случае что касается интерьеров - на текущий момент "санитарная обработка", о необходимости которой так долго говорил Серебренников, за пределы театра не вышла, и на пересечении Нижнего Сусального переулка с улицей Казакова до сих пор торчит тумба с названиями спектаклей, которых уже никогда и никто (я очень на это надеюсь) не посмотрит. Очевидно, на празднество дошли еще не все "тузы", поскольку кое-какие свободные стулья оставались, но немного, и в любом случае по сравнению с картиной, наблюдавшейся в прежнем Театре им. Гоголя, говорить о паре-тройке пустых кресел в нынешнем "Гоголь-центре" просто смешно. Хотя и количество мест в переоборудованном пространстве сильно сократилось - наверняка для каждого нового проекта оно будет меняться, по торжественному случаю через центр партера проложили железнодорожные рельсы перпендикулярно Курскому направлению, по которым ездила туда-сюда тележка, вип-зрители сидели по обе стороны, а публика чуть-чуть попроще (но тоже, несомненно, "избранная" - иначе для чего выставлять охрану, перегораживать металлическими решетками подходы к крыльцу, и ради кого возле здания театра дежурила полицейская машина?) - на ступенях амфитеатра.

Рельсы одним концом, направленным в глубь зрительской части, заканчивались тупиком, символизирующим, видимо, недавнее прошлое театра им. Гоголя, в прошлом более далеком - Театра Транспорта. Другой край этой метафорической дороги не менее символично уходил в бесконечность сцены, а фактически упирался в пожарный занавес. Как раскроется задуманная метафора, эта "помесь тупика с перспективой", в театральной практике - интересно было бы дожить и увидеть. Хуже, чем было в яшинском театре, точно не будет. Причем в отличие от гонителей Яшина, а также и от большинства его защитников, я видел пусть не все, но многие спектакли из прежней гоголевской афиши. А когда объявили о грядущем "переформатировании", за один только сентябрь посмотрел аж четыре спектакля "прощальной гастроли", в том числе первое и последнее официальное представление "Мистраля" с Александром Мезенцевым в главной роли, после которой прежняя труппа сыграла еще только один спектакль, с символичным, опять же, названием "Ночь перед Рождеством" - так что о том, что творилось в Театре Гоголя именно в творческом, сугубо художественном, а не организационном плане, говорить могу предметно:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2380065.html?mode=reply#add_comment

Несмотря на озвученные конкретные планы "Гоголь-центра", размах, запал и пиар, собственно творческие перспективы его тоже несколько туманны. Я уж не говорю про то, что через год-два проект, задуманный (и очень неплохо задуманный) Серебренников окажется невозможным в принципе, дела идут к тому, что не сегодня-завтра кроме пьес Хинштейна ничего ставить вообще не разрешат, но и эстетическая программа на ближайшие месяцы, судя по спектаклю-концерту "00.00", обозначившую "обнуление" и новый отсчет истории театра на Казакова, 8А, несколько противоречива.

"00.00" - тетраптих, в котором за час с небольшим пролетают как бы целые сутки. И "Ночь" эти суток выпало разыгрывать представителям "старой гвардии". И вот Светлана Брагарник, упомянутый уже Александр Мезенцев (помнится, подавший заявление об уходе сразу после назначения Серебренникова еще в августе), Олег Гущин и прочие ветераны сцены раскатывают на тележке от родной сцены к переоборудованному амфитеатру (прежде его стыдливо прикрывали занавесочкой, чтоб зал не зиял пустотой столь явно, теперь оттуда убрали сиденья, а освободившиеся ступени на церемонии открытия заполнились до отказа и частично задействованы в игровом пространстве) в эффектных черных костюмах, сочиненным самим Серебренниковым, и озвучивают текст Любови Стрижак, о содержании которого судить мне затруднительно и я был бы весьма признателен кому-нибудь, способному объяснить, что за поеботину добрые полчаса несли эти несчастные старперы, глядя на которых лично я думал только об одном: а вы, друзья, как ни садитесь... Честь официально объявить об открытии "Гоголь-центра" доверили старейшей актрисе прежней труппы Майе Ивашкевич, о существовании которой никто никогда бы не узнал, если бы труппу, которой она посвятила жизнь, не разогнали бы - причем объявляла она "Гоголь-центр" открыт!" оба дня кряду (меня этот момент позабавил настолько, что я специально уточнил у очевидцев - да, в вип-день открывала на бис). Но это уже после того, как "Ночь" сменило "Утро", а "Утро" - "День" и так далее. За "Утро" отвечала компания "Диалог-данс", один из новых "резидентов" Центра. Самый запоминающийся момент их зоны ответственности - мальчик-азиат в ванночке, которую возили все на той же тележке от тупика к бесконечности и обратно, мальчика я, по-моему, раньше не видел, а вот ванночка показалась знакомой, возможно, ее уже задействовали раньше в других перформансах. "День" разыграли студенты Серебренникова, позиционируемые с некоторых пор как "Седьмая студия" и уже зарекомендовавшие себя полноценным по крайней мере по количеству готовых спектаклей репертуаром (качества при этом очень-очень разного, что совершенно нормально) при участии Лики Руллы (вопреки распространенному среди московского театрального высшего света и полусвета предубеждению весьма успешно, и тут я готов спорить до упора, сыгравшую главную роль в удачной, и снова я готов спорить, "Зойкиной квартире" Серебренникова в МХТ) и Александра Мезенцева (а когда он скандально увольнялся в знак протеста против назначения Серебренникова худруком, билетерши и гардеробщицы театра Гоголя, коих ныне заменили юные волонтеры с бейджами в фирменных майках, сокрушенно вздыхали: "Ну да, он ведь так востребован в Америке...") - на текст Валерия Печейкина, ввиду личного знакомства с которым я сказал бы так: это не лучший текст Валеры (лучший свой текст, впрочем, он еще не написал, я так думаю), но он ироничный, игровой, абсурдный и хотя бы этим выгодно отличается от сочинения Стрижак, откровенно графоманского. Завершали представление "Вечером" участники панковской "Саундрамы", по общим наблюдениям, самые живенькие - ну и в самом деле, очень живо они молотили молотками по рельсам при поддержке разместившихся в переформатированном амфитеатре перкуссионистов, изрядно пошумели братцы. Помимо путевых обходчиков-молотобойцев саундтрек, и не только саундрамовского номера, но и тетраптиха в целом органично дополнили барочные арии, пристрастие к которым Серебренников продемонстрировал еще в "Околоноля".

Да, еще голубей в зал выпускали, живых, белых - но безотносительно к Серебренникову и "Гоголь-центру", по-моему убеждению, использование в театральном спектакле животных (а я какого только зооцирка в театре за свою долгую, подходящую к концу жизнь не насмотрелся - даже экзотических бабочек, для большего послушания дымом обкуренных, видал, но до такой безвкусицы Серебренников, к счастью, не опускается) - дурной тон, это нельзя, это неправильно, в общем, про голубей больше ни слова, тем более, что прием совсем не новый, им когда-то давно удивлял Анатолий Васильев, который, кстати, сейчас в Москве, но среди вип-гостей "Гоголь-центра", как сказал бы я в бытность корреспондентом отдела светской хроники газеты "Жизнь", он замечен не был. Было много других персонажей, удивительных и не очень. в новую тусовку актеры старой труппы едва ли вписались, держались особняком и сидели тихо - что касается Светланы Брагарник, про которую все говорят, что она хорошая актриса (я много видел ее на сцене на протяжении немалого числа лет и сказал бы, что она хорошая актриса по меркам провинциального ТЮЗа), то она, во-первых, в хорошей для своего возраста форме, а во-вторых, идеально вписывается в амплуа экстравагантной придурковатой старухи, в каковом качестве наверняка может быть востребована Серебренниковым, а вот за ее коллег не поручусь. О чем толковали в сообществе замдиректора Бахрушинского музея "мхатовские" (пардон, "гоголевские") "старики" - про то не ведаю. Прочая публика общалась очень демократично, великие и малые вперемежку (программа "Гоголь-центра", помимо прочего, декларирует демократизм, хотя по организации открытия это меньше всего было понятно) недолго пила вино, коньяк и коктейли на основе того же самого коньяка - недолго, потому что не так много запасли алкоголя, а закуску всю поели еще до начала - потом те, которые по возрасту и нездоровью, вроде меня, не в состоянии оказались плясать под "Хоронько-оркестр", потихоньку разошлись.

Не все мнения, выслушанные по горячим следам, я готов воспроизвести прямо сейчас - ведь приглашали, как я понял, исключительно подготовленных к безоговорочному восторгу от всей души, и отсекали всякого, кто мог бы в сердцах заметить, что Кирилл Серебренников - не величайший из режиссеров и организаторов театрального дела, а всего лишь выдающийся да и только. Из услышанного приватно мне особенно понравилось, как сказала Эдит Иосифовна Куснирович, которой вряд ли может повредить моя на нее ссылка: "Слишком уж серьезно они к себе относятся". По-моему, на текущий момент это самый точный даже не диагноз, тем более не приговор, но определенный симптом, с которым входит "обнуленный" Гоголь-центр в нынешний этап своей истории. Можно и нужно, вероятно, с максимальной серьезностью относиться к делу, к месту, к идее - но не к самим себе. По этому поводу мне немного грустно - побольше легкости, самоиронии команде "Гоголь-центра" явно не хватает, глядишь, и про трудные, серьезные моменты тогда им было бы проще говорить, и программа заявленная не выглядела бы утопической, и озвученная позиция (прежде всего что касается пресловутого "демократизма") не казалась бы столь лицемерной.

Центр, работающий весь день, привлекающий не только вечерними эксклюзивными мероприятиями, но и различными культурными субпродуктами - это, допустим, очень здорово. Но театр строится спектаклями. До спектаклей, не считая тех, что сыграны "Седьмой студией" на "Платформе" и еще до нее, надо еще дожить и посмотреть, какими они будут. Точно не такими, какие шли на двух сценах театра Гоголя до "перезагрузки". И точно не хуже - что может быть хуже, к примеру, литературного вечера для сельской библиотеки под названием "Мур, сын Цветаевой" по пьесе Ольги Кучкиной в постановке Сергея Яшина? Но насколько лучше и в каком роде лучше - вот тут уже возможны варианты. Тупик, в который упирается один конец железной дороги Театра Транспорта им. Н.Гоголя, обозначен с предельной прямотой, теперь осталось выяснить, куда ж несется тележка, покатившаяся отныне в противоположном направлении.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments