Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пушкин. Дуэль. Смерть" в МТЮЗе, реж. Кама Гинкас (телеверсия)

Восемь лет назад за день до премьеры телеверсии "Пушкина" я писал, что в спектакле нет актеров-звезд:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/241334.html?nc=6#comments

Сегодня никак не скажешь, что Игорь Гордин - не звезда, и хотя знает его в основном активная театральная публика, но уж в этой среде всякий согласится теперь, что Гордин - один из самых выдающихся московских актеров. Но в ансамбле спектакля в роли Соллогуба он существует наравне с остальными, и более яркими, как Арина Нестерова, удивительно играющая Нащокину (в любом другом ТЮЗе актриса такого плана оставалась бы до старости в амплуа травести, а у Гинкаса, помимо Маленькой Ласточки в гениальном "Счастливом принце", она сыграла и в "Скрипке Ротшильда", и в других не менее значительных постановках), и менее, может быть, выделяющимися какими-то уникальными данными. Гинкас ставит не на "звезд", и даже не пытается выводить в "звезды" артистов, с которыми работает - ему важен только образ спектакля, может и в ущерб чьим-то частным интересам. Но дело не только в Гордине - я бы пересматривал "Пушкин. Дуэль. Смерть" чаще, да не показывают и вообще скорее по недосмотру ревнителей православной духовности запись, расчлененная на две серии (раньше все-таки выдавали целиком), пошла снова в эфир. За восемь лет многое стало яснее, очевиднее - например, до какой степени вразрез, перпендикулярно представлена история дуэли и смерти Пушкина у Гинкаса восторжествовавшему повсеместно и официально утвержденному православно-фашистскому мифу о том, что великый русскый поэт А.С.Пушкин был умышленно убит инородцами-гомосексуалистами, целившими не столько даже в Пушкина персонально, сколько в самую ни на есть "святую русь". Эта пошлая глупость, впрочем, придумана не Бондарчучкой, ни ее бывшим сожителем Бурляевым, не отцом и сыном Безруковыми и не в последние годы, тот же самый православно-фашистский, с поправкой на марксистские понятия о классовой борьбе, миф о смерти Пушкина был задолго до этих убогих деятелей реализован в "Последних днях" Булгакова, разве что чуток более удачно с художественной точки зрения (да и ненамного, я бы сказал, хотя со вкусом у Булгакова было все же лучше, чем у Безруковых на двоих), а родился и сформировался уже к середине 19 века, вскорости после событий, при жизни современников и очевидцев. У Гинкаса же Пушкин, грубо говоря, сам "нарывается" на дуэль, не имея к тому ни объективных поводов, ни тем более необходимости, он буквально ищет смерти, он одновременно и выстраивает сознательно свою судьбу, и следует за ней, ведомый Роком в его античном понимании.

Однако не Пушкин в первую очередь интересует Гинкаса, заглавный герой в спектакле присутствует лишь посмертной маской. Посмертной - это один момент, а маской - другой, и более многозначный, ведь маска - атрибут актерства, скоморошья личина. Спектакль Гинкаса, помимо версии истинных причин дуэли и смерти Пушкина (которая сама по себе замечательна), еще в большей степени интересен с точки зрения чисто театральной. По сути композиция из писем и дневников, созданная Гинкасом - это в буквальном смысле "документальный театр", но "док", возведенный в масштаб (как это до "Пушкина" было у Гинкаса в потрясающей "Казни декабристов", полноценной телеверсии которой, кажется, не существует) античной трагедии, где Герой вступает в конфликт не с обществом, не с историей, но с судьбой. В связи именно с этим рафинированным, эталонным образчиком театрального сочинения особенно удобно говорить о том, что так называемая "эпоха постдраматического театра" - просто фикция, ловко эксплуатируемая теоретиками-шарлатанами, что "театра, в котором не играют" - не бывает, и что такая формула - в лучшем случае рекламная заманка. У Гинкаса, при максимальной "документальности" материала (практически ни слова, за исключением считаных междометий, не добавляет автор спектакля к текстам исторических документов от себя), актеры - "играют", соединяя в своей "игре" и психологизм, и гротеск, и традиционный театр "переживания", и театр "представления", и так это делают, что теоретические клише оказываются слишком мелкими, неспособными вместить ту правду искусства, которую Гинкас и исполнители его замыслов способны предъявить. "Пушкин. Дуэль. Смерть" - театр вполне традиционный, драматический - в том смысле, что актеры не ходят колесом, не поют и не пляшут, не зависают на замысловато придуманных декорациях и не рискуют с них сверзиться (как на днях произошло с Полиной Медведевой во время представления "Старосветских помещиков" Карбаускиса на Новой сцене МХТ), хотя все это в других постановках Гинкаса нередко имеет место - когда действительно к месту приходится. Но "Пушкин. Дуэль. Смерть" - театр и абсолютно современный, в том плане, что спектакль не имитирует быт, а актеры не разыгрывают вымышленную (да пускай бы и реальную) историю по ролям, они находятся в обстановке предельно условной, на что работает и минимализм оформления, и отсутствие каких-либо внешних, - наивных ли, высокотехнологичных ли, неважно - эффектов. Условна и пластика - не прибегая к танцевальным движениям (да в "белой комнате" с танцами и не особенно-то разгуляешься), исполнители используют возможности жеста, но таким образом, что пародийный "балет рук" выполняет и символическую функцию, и отчасти задает ритм действию. Глубина и сложность содержания, его острота и актуальность совсем не отменяют безупречности внешней формы, наоборот, "Пушкин. Дуэль. Смерть", помимо всего прочего - невероятно "стильное" (правда, слово "стильное" - невероятно глупо звучит, как и слово "невероятно" по отношению к нему, но пускай) зрелище, контрастно черно-белое в первом акте, строгий колорит которого "взрывают" кислотно-яркие пятна разноцветных вееров во втором. Значит, "документальная" пьеса вовсе не отменяет "театральности" ее реализации, историзм не исключает актуальности, а заостряет ее, хрестоматийные факты при внимательном рассмотрении могут обернуться сенсационным открытием, и законы аристотелевской поэтики запросто применимы да хоть к вербатиму про молдаван и картонную коробку - если применять с умом и талантом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment