Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Холстомер" В.Кобекина в Камерном музыкальном театре им. Б.Покровского, реж. Михаил Кисляров

В сравнении с большинством известных мне сочинений Кобекина его достаточно давний "Холстомер" звучит неплохо - но все-таки прежде всего за счет достойного вокала, эффектного оформления (сценографии как таковой нет, три лестницы да нависающие металлоконструкции, по которым под финал, цепляясь за спадающие с колосников вожжи, совержают восхождение Холстомер и его бывший хозяин по очереди, а основное пространственное решение связано с трансформацией сцены и зала, диагональным расположением первых рядов партера и треугольным пандусом перед оркестровой ямы), а также занятной режиссуры. В концертном исполнении эту угнетающе однообразную музыку, иллюстративную по сути и провинциально-графоманскую по качеству, представить невозможно, а вот если воспринимать ее как прикладной элемент театрального действа - то и послушать можно. Хоровые эпизоды в ней, особенно в первом акте, преобладают над сольными, жесткие ритмы и быстрые темпы - над лирикой, исполнителей заглавной партии двое, один поет Холстомера старого и похож в своей хламиде на юродивого из "Бориса Годунова", второй выступает за молодого коня, а символически - за его душу, что в финале обозначено с иконографической (почти порнографической) доходчивостью за счет ослепляющего публику прожектора. С конской массовкой, в общем, все в порядке, некоторые полуголые хористы Камерного театра телосложением подошли бы и для мужского стриптиза, но людская молвь и конский топ сливаются в нечленораздельный шум, в псевдофольклорные стилизованные мотивы которого вклиниваются то маршеобразная гусарская песенка, то дорожная ямщицкая, то шансонетка княжеской содержанки (очевидно, композитор держал в уме структуру классической оперы, однако Кобекин склонен сильно переоценивать свой мелодический дар, а в результате эти куплетной формы фрагменты кажутся вставными номерами, настолько неорганичны они в контексте). Второе действие к тому же кажется затянутым - уже все понятно и по музыкальной драматургии, и по обычной, все сказано и многократно повторено, а опера продолжается, продолжается, пока наконец совсем не прекратится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments