Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Крейцерова соната" Л.Толстого, реж. Николай Дручек

Выбор материала может показаться странным для 26-летнего дебютанта - а на "Крейцеровой сонате" остановил свое внимание именно исполнитель роли Позднышева Дмитрий Семак, режиссер к проекту подключился позднее - но его объяснить можно как раз тем, что и образ, и сама литература взяты "на вырост", все-таки, что ни говори, а Позднышев - человек с большим жизненным опытом, в кино и в театре (а нынешняя "Крейцерова соната" - по меньшей мере третья инсценировка только в текущей, актуальной московской афише, свои версии есть в филиале Театра им. А.Пушкина и на малой сцене МХТ им. А.Чехова) его играют актеры зрелые, во всех отношениях взрослые. С другой стороны, молодой исполнитель - ход сам по себе интересный. Режиссер грамотно выстроил ритм действия, вписал текст в музыкальную партитуру (помимо Бетховена, в спектакле много оригинальной музыки, рассчитанной на камерный состав: ф-но, скрипка и виолончель) и освоил предложенное пространство зала театра "Ромэн". Место поначалу вызывает еще больше вопросов, чем кастинг, но Николай Дручек ловко обыгрывает интерьер зрительного зала в псевдоклассическом стиле сталинского ампира (на удивление опрятного - в последний раз, когда я приходил в "Ромэн", впечатление от здания осталось иное), помещая зрителей на сцене, а действие - в основном среди рядов зрительских кресел и частично на авансцене (поэтому когда посреди представления в зал вперлись и уселись какие-то непонятные люди, вероятнее всего, ромэновские аборигены, картинка моментально поломалась, впрочем, их вскорости вытурили). Решение, правда, на революционный статус не тянет, публику на сцене сегодня рассаживают едва ли не чаще, чем актеров выпускают в партер, но в данном случае сама драматургия "литературно-музыкальной композиции" (характер которой оправдан и особенностями, и самим заглавием первоисточника) прямо напрашивается на процедуры в подобном духе. Несколько более рискованно смотрится эпизод со стилизованным "эротическим шоу", исполняемым главной героиней в центральной ложе бельэтажа, но и он вписан в стилистику спектакля органично, а небольшой (аккуратный, совсем непошлый, хотя, может, и необязательный) "стриптиз" служит метафорическим выражением позднетолстовских взглядов на половой вопрос и, в частности, сущность брачных отношений. Дмитрию Семаку, лицом поразительно сходным со своим именитым отцом, не всегда хватает собранности, но это, допустим, дело наживное, его почти бессловесным партнерам тоже не помешало бы побольше внимательности в ансамбле, а то когда доходит черед до реплик (Трухачевскому инсценировщиком доверена всего одна фраза, главной героине - немногим больше, ее основное выразительное средство - пантомима), они вдруг теряются, ну да и это, при благополучно складывающейся судьбе проекта, со временем должно прийти в норму. Упрекнуть спектакль и в первую очередь, конечно, режиссера, по большому счету, следует в другом: толково "аранжировав" исходный текст средствами театральной и околотеатральной выразительности, Николай Дручек отказался не то что от переосмысления философии автора, но и от ее собственной, хорошо бы критической, интерпретации. В то время как всерьез воспринимать воззрения раскаявшегося аристократа-распутника на секс и брак затруднительно было даже его благосклонным современником, в начале же 21 века они и подавно требуют ревизии. Сюжет с изменой и убийством выдернут из рамочной истории с разговором в вагоне поезда и не помещен ни в какой новый, даже на выступление обвиняемого перед судом не тянет, поскольку герой упоминает недвусмысленно: суд уже состоялся, приговор вынесен, убийца оправдан. Еще до какого-то момента мне казалось любопытным, что герой-рассказчик, на словах отстаивая права женщины, на деле не дает ей слова, героиня лишена собственной прямой речи, и за счет такого несоответствия формы содержанию возникает дополнительный драматургический конфликт - однако потом актриса заговорила, опровергнув мое предположение. Толстой ставит безусловно важные, ничуть не устаревшие вопросы, но его ответы, мягко говоря, небесспорны, своих же режиссер не предлагает, а пересказа, сколь угодно занятного, в данном случае явно недостаточно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments