Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Чудаки" М.Горького, реж. Владимир Андреев, телеспектакль, 1982

Лет мне двенадцать, наверное, было, когда я впервые попытался посмотреть этот телеспектакль, но мне сразу стало скучно - какие-то люди разговаривают, ничего не происходит. При том что пьесу я знал, и даже запомнил из сборника драматургии Горького, который еще мама приносила мне из заводской библиотеки ("Мещане", "На дне", "Чудаки" и второй вариант "Егора Булычова"), что в ней отражены "искания", высмеяны "веховцы" ну и прочая советская, вполне, надо отдать должное, литературоведчески убедителькая (как я понимаю задним числом теперь) ахинея. Андреевские телевизионные "Чудаки" и сегодня на экстравагантное шоу не тянут - все те же люди все так же переливают из пустого в порожнее, как это делали русские интеллигенты и когда Горький писал пьесу, и когда Андреев делал телепостановку. Я с тех пор всего раз видел "Чудаков" на сцене - "Золотая маска" привозила, довольно давно уже, спектакль Праудина из Омска, который удивил меня прежде всего тем, что Горький в нем оказался парадоксалистом похлеще какого-нибудь Уайльда, и точно актуальнее, действующие лица пьесы так и сыпали афоризмами, хоть стенографируй. Те же самые остроты вроде "русские не любят верить - вера обязывает" в телеспектакле звучат меланхолично, ничуть не провокативно, почти невесомо и будто вовсе ничего не стоят - что, пожалуй, ближе к делу, хотя и смотрится зануднее. Интеллигенты-патриоты, следящие за внешними угрозами России, интеллигенты-нигилисты, насмехающиеся над патриотами, мечтатели о лучшем будущем для народа, поборники свободы для всех с сохранениями привилегий для себя лично, а также тоскующие о глобальной катастрофе, в которой человечество погибнет и через гибель очистится от скверны, может даже и переродится - это все можно наблюдать в ток-шоу Владимира Рудольфовича Соловьева (как раз накануне Алла Ефремовна Гербер с пеной у рта что-то доказывала Дугину, я почти сразупереключился на Диброва, у него, по крайней мере, Бархатов сидел), только в ток-шоу время ограничено, там все кричат и высказываются поскорее, пока не оборвали и не ушли на рекламу. У Горького же все неспешно, то есть можно поставить и Горького с криками и рекламными паузами, пожалуй что и весело могло получиться, но у Андреева в телеспектакле, конечно, горьковские чудаки лепечут почти шепотом, через паузу после всякого слова, рассказывают друг другу сказки, байки, притчи (главный герой пьесы - литератор Мастаков, сочинитель, тот самый мечтательный интеллигент, не принимающий общего рабства вокруг, пророчествующий освобождение, которому, когда мечты сбудутся, первому освобожденные рабы оторвут голову, как оторвут, не разбираясь, головы Гербер, Дугину и Соловьеву, если только двух последних не примут на Западе как политбеженцев, Алла-то Ефремовна слишком любит Россию, чтоб уезжать). Но зато лишь в формате телеспектакле такое возможно - кино потребовало бы большей визуальной выразительности, а в театре на одной ноте действие четырехактной пьесы без острой фабулы не удержишь. И еще в телеспектакле есть Наталья Вилькина - актриса, которую сейчас вспоминают редко, а в ней, и это по "Чудакам" хорошо видно, соединялись лучшие черты Инны Чуриковой и Аллы Демидовой, способность одновременно и погружаться в придуманный образ, и как бы смотреть на него со стороны.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments