Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

капитан игрушечной ладьи: "Кеды" Л.Стрижак в "Практике", реж. Руслан Маликов

Герой пьесы - уже не маленький мальчишка, Гриша успел уже дожить без цели, без трудов до двадцати шести годов в квартире с мамой и отчимом, не желая работать (в очередной раз не то уволился, не то уволили), ни о чем плохом и вообще ни о чем не думая, кроме как о том, что надо новые кеды купить. И в этот раз все начиналось как обычно - сначала к друзьям, потом в клуб. Но услышав от беременной невесты приятеля, что ребенка девушка ждет не от жениха, а от Гриши, парня так перекосило, что он вскорости, случайно оказавшись на оппозиционной акции 31-го числа, нет бы убежать, сел на велосипед и протаранил автозак, куда загребли его друга за то, что снимал на мобильник жестокое избиение омоновцем девушки - памятуя о том, как тот самый друг несколько ранее подобным образом избавил двух девушек от нежелательного "катания" в машине какихто крутых дядедек. К пьесе можно предъявлять массу претензий формальных и не только - она начинается как семейно-бытовая драма о психологическом и културном конфликте поколений, обостренном за счет того, что муж матери - не родной отец Гриши, а заканчивается на пафосной публицистической ноте, и кроме того, изобилует пространными монологами персонажей, много- и пустословными, по образцу современной европейской, в особенности немецкоязычной драматургии. Тем интереснее, каким образом режиссеру удалось на основе такого материала сочинить не просто стилистически целостный и внятный спектакль, но и придать пьесе содержательный объем (подумалось даже: отчего Маликов работает исключительно с "новой драмой", как же было бы интересно увидеть его постановку ну если не по Гоголю и не по Чехову, то хотя б по Арбузову, у которого, помимо не сходящих со сцен шлягеров, есть масса неизвестных сегодняшней публике произведений). История Гриши, придуманная изначально в большей степени про нынешних молодых, в спектакле представлена как универсальная - и не только за счет умелого, аккуратного использования распространенных выразительных средств вроде экранов, видеопроекций и игры со светом, а также хореографии Сергея Землянского, где жест говорит о происходящем больше, чем текст - иной раз предпочтительнее было бы, чтоб действующие лица обходились исключительно пластикой и мимикой, несут они порой полную ерунду, а смотреть все же приятно (отлично, например, выстроена сцена "семейного обеда", где все действия обозначены жестами без какой-либо атрибутики - условность добавляет простому бытовому эпизоду значительности, даже метафоричности). Дело также и не только в том, что нынешние 26-летние вряд ли колбасятся под Радмилу Караклаич, чья песенка еще соцлагерных времен взята в качестве музыкального лейтмотива - сам подход к осмыслению случившего с героем принципиально, по-моему, отличен от авторского. Может, конечно, я сам это придумал и мне так захотелось, но есть ощущение, что герой в результате не столько приобрел, сколько потерял - утратил некую человеческую "невинность", что ли, которой "гражданская" сознательность и наличие "ответственности" за других людей, как мне представляется - неадекватная компенсация. Да может, в кедах больше смысла, чем в акциях 31-го? И в двадцать шесть лет жить хочется - это легкомыслие?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments