Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тучи над Борском" реж. Василий Ордынский, 1960

Один из самых неординарных советских фильмов 1960-х годов и, по-моему, единственный, где в центре внимания - религиозная проблематика. Карикатурные образы православных батюшек появлялись часто, в основном уродливые, особенно если сюжет связан с временем гражданской войны, а иногда даже милые (как в "Королеве бензоколонки", например: "Батюшка старовер?"-"Две по сто в одну посуду!"), но чтоб всерьез разбираться с религиозностью - вроде как и вопроса нет. Потому, вероятно, и в "Тучах над Борском" затрагивается не официальная и лояльная к КПСС (как, впрочем, и к любой другой власти) РПЦ, а совершенно неподконтрольные сектанты, по степени фанатизма, уровню мышления и склонностью к людоедским обрядам мало от православных отличающиеся, но все-таки откровенно "внесистемные". Учительница наблюдает, как комсомолка Оля Рыжкова (Инна Гулая) под влиянием парня-сектанта и его старших единоверцев все глубже погружается в мракобесие и безумие, но до поры опасается воздействовать впрямую. Старый сектант между тем апеллирует к Конституции, закрепляющей "свободу совести", и требует наказать за "оскорбление чувств верующих" комсомольца, ворвавшегося на сектантское радение и устроившего там в карнавальном наряде нечто вроде, как сказали бы теперь, "панк-молебна". Дело комсомольского активиста рассматривают на собрании, высказываются разные мнения (с позиций воинствующего атеизма выступает другая активистка, Рая, которую играет совсем молодая Инна Чурикова; вообще в фильме снимались многие известные впоследствии артисты, и Игорь Охлупин, и совсем юный Н.С.Михалков, но это в крошечном эпизоде), однако оскорбленная верующая пятидесятница, опасаясь греха гордыни, поспешно целует обидчику руку. Картина чрезвычайно интересная и сама по себе, и многими сопутствующими обстоятельствами начиная с того, что автор сценария "Туч над Борском" Семен Лунгин - папа нынешнего спеца по православным драмам с еврейско-интеллигентским душком. Но в целом она сделана в духе близком к тому, в котором выдержаны современные западные картины о т.н. "тоталитарных сектах", а их немало и некоторые очень сильные, для советского же кино произведение совершенно необычайное, хотя сектанты и показаны уродами, шарлатанами, склонными, помимо всего прочего, к садизму - несчастную Олю, чтоб избавить от греха, чуть было не угробили, ритуально распиная в амбаре, рассчитывая очистить от гордыни через муку крестную. Но то ведь сектанты. На РПЦ, самую мощную, опасную и омерзительную тоталитарную секту в современном мире, даже советский кинематограф не посягал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments