Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Веселая вдова" Ф.Легара в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, реж. Адольф Шапиро

Спектакль открывает сцена пышных похорон банкира Главари - заснеженное кладбище, усиженное черными воронами, дубовый массивный гроб, траурный марш духового оркестра, речи, обращенные к "браткам и сестрам" - и прикрытая тканью оркестровая яма. Но настроение моментально меняется, из ямы, помимо крупных светильников (отчасти загораживающих авансцену), приподнимается наряженный в розовое оркестр под управлением белофрачного Вольфа Горелика. В отличие от худрука Александра Тителя, недавно в Екатеринбурге поставившего "Бориса Годунова" как эсхатологическое пророчество, Адольф Шапиро, приближая "Веселую вдову" к более привычным реалиям, смотрит все-таки скорее в прошлое, хотя и сравнительно недавнее. Чиновники посольства президентской республики Понтеведро, которым бессменный национальный лидер еще сорок лет назад сказал "Вперед!", походят на партаппаратчиков, в пыжиковых шапках и с характерным для уроженцев восточной Украины выговором. Главная героиня впервые появляется из оркестровой ямы, в коктейльном черном платье - и наголо обритая (ну это, конечно, накладка, имитирующая голый череп, но все равно смотрится эффектно). Щеголяет Ганна также и несколько рабоче-крестьянскими манерами, не скрывая, а напротив, выпячивая свое простое происхождение. Дмитрий Зуев в роли графа Данило, с одной стороны, несколько молод для опытного ловеласа, с другой, ему еще больше, чем Ирине Ващенко в партии Ганны Главари, не хватает голоса. Вообще мне показалось, то ли звук отстроен неидеально, то ли какие-то еще проблемы, но вокал до зала доходит плохо, в отличие от оркестра, при том что оркестр работает очень аккуратно, не заглушая певцов. Зато оформление поражает пышностью, во многих моментах явно избыточной. Вечеринка в "народном" стиле у Ганны превращается в отдельный перформанс, со стилизованными ярангами на искусственном снегу (пригодилось покрытие из пролога, не пропадать же добру), с неоновыми деревьями, с массовкой, одетой в какие-то чуть ли не эскимосские костюмы, один из дуэтов решен как комическое "катание на лодках" (по снегу), а когда с колосников спустился муляж сердечный мышцы и на его красную поверхность начали еще и проецировать черно-белое видео, я почти забыл про музыку; сама Ганна уже с прической, хотя в третьем акте, следующим за вторым без перерыва, у Ганны на голове уже парик, одновременно похожий на копну и на гриву. Сценография третьего акта необычайно эффектна - Ганна будто бы распорядилась реконструировать один в один интерьер любимого ресторана Данило, и "Максим" воздвигнут на панелях, возносясь над сценой и оркестром на несколько метров. Некоторые номера звучат на немецком, большинство - по-русски на новые стихи Вадима Жука. Диалоги тоже переписаны режиссером, в них проскакивают цитаты из "Бородино" Лермонтова (ведь понтеведрийская братия протиостоит натиску французов на вдову), цыганские романсы, фразочки и мотивчики из Чайковского, Кальмана, даже Паулса - все эти интеллигентские приколы Шапиро и Жука, на мой взгляд, сильно утяжеляют спектакль, которому, при всех драматургических и сценографических новоротах, пока что не хватает динамики, энергичности и настоящей живости.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments